Учим читать по слогам?

09.10.2011

   Нужно ли учить с ребенком буквы? У многих  родителей этот вопрос даже не возникает, потому что их так учили и, значит, так надо учить и своих детей.

Только забывают бабушки и дедушки, мамы и папы,  что в то время, когда они учились в первом классе дети шли в школу в 7 лет. А для детей один год  очень много значит.

Сейчас же в школу идут шестилетки, а учить читать начинают многие  уже в 3-4 года. А в  этом возрасте традиционный  звуковой способ обучения чтению слишком труден для детей. Ведь такие свойства мышления, как анализ и синтез еще не развиты, а именно на них и опирается традиционный способ обучения чтению.

Сейчас есть много альтернативных  методик обучения чтению. В их числе и методика Зайцева. В ее основе лежит не буква, не слог, а склад. Именно эта единица наиболее понятна малышам.

Когда Вы спросите  у малыша, какой звук первый в слове «каша», то большинство шестилеток скажет, что «ка». Потому, что согласный и гласный звук  сливаются в одну единицу.  И такая единица речи, по мнению Зайцева, является наиболее приемлемой  для детей.

Почему не слог, а склад? Потому, что слог не всегда благозвучен и удобен для детей.  Складовой принцип обучения чтению наиболее доступен и понятен для ребенка.  Вспомните, как ребенок говорит – он произносит слоги и слова, но не звуки. Вот так и учим читать – склады и слова, а звуки ребенок выделит позже.

Наш мозг устроен так, что мы сначала воспринимаем целую картинку, а потом начинаем выделать ее составные. Покажите ребенку любую иллюстрацию и спросите, что он видит? И сначала ребенок будет называть наиболее крупные элементы рисунка, постепенно переходя к более мелким. Чтение – это тоже восприятие картинки, только картинка эта нарисована с помощью символов – букв. И ребенок воспринимает сначала крупную единицу – склад или слово, а потом вычленяет из нее буквы и звуки.

Вот на это свойство мышления и стоит опираться при обучении детей.

Как это сделать практически?

Познакомьте ребенка с гласными. (Читайте здесь)

А потом знакомите с одной согласной (лучше, если это будет мамина буква –М, папина буква – П, бабушкина, буква имени ребенка и т.д.) и составляете таблицу слогов. Пусть это будет паровозик и  новая  буква бежит по вагончикам с гласными и здоровается с ними, поет песенки. Нам надо прочитать или спеть эти слоги  вместе с ребенком разными способами: нормальным тоном, тихо, громко, шепотом, называть их в разброс. Затем предложите поиграть в прятки: Вы называете слог, а ребенок его показывает. Следующим этапом будет «Отгадайка»: Вы показываете слог  молча, а ребенок его называет. Если ошибся или затрудняется, то сделайте это вместе.

 

На это знакомство с буквой и складами надо потратить не более 5-10 минут. Показали, спели и отложили, вернее, повесили на видное место.  Дальше можно предложить  разукрасить эту букву, выложить ее с помощью  палочек или  зернышек. И в течение дня несколько раз возвращаться к таблице складов. Можно попросить ребенка проверить, как читает папа. А папа вдруг забыл буквы и читает неправильно. Можно предложить научить читать мишку или куклу. Вариантов повторения очень много. Удобно сделать слоги  на отдельных листочках и периодически менять их расположение.

Когда познакомите с 3-4 согласными, уже можно склеивать их в склады и слова. Так получается слова  МАК, МАЛ, МАГ, и склады МАМ, МАВ, МАР, МАС.

Со временем таких складов наберется много с разными согласными и можно склеивать из них различные слова.

Таким образом, ребенок легче и быстрее научится читать и писать слова с помощью карточек.

 

Понравилась статья? Поделитесь с другими, кликните по кнопочкам социальных сетей. Возможно, кому-то она тоже пригодится. 


Комментарии к записи "Учим читать по слогам?"
Перейти к форме комментирования
  1. Хорошая статья. Всегда интересно узнавать об альтернативных способах развития детей, в том числе и при обучении чтению. Для меня методика Зайцева почему-то показалась сложной в своё время, поэтому для двухлетней дочери я избрала иной способ обучения. Методик много и у каждой есть свои преимущества. Выбираешь в основном то, что подходит ребенку, а дети все разные.

    • Совершенно верно, Елена. Исходить надо из возможностей ребенка и тогда все будет прекрасно. Удачи Вам!

  2. Безусловно, нужно, только надо учитывать особенности ребенка. Мозг, даже ничем не запыленный, может устать, не справиться с нагрузкой, и тогда ничего хорошего не будет.

  3. думаю пока мозг ребенка свеженький и ничем не запылённый нужно учить всему!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.