Учим читать по слогам?
Нужно ли учить с ребенком буквы? У многих родителей этот вопрос даже не возникает, потому что их так учили и, значит, так надо учить и своих детей.
Только забывают бабушки и дедушки, мамы и папы, что в то время, когда они учились в первом классе дети шли в школу в 7 лет. А для детей один год очень много значит.
Сейчас же в школу идут шестилетки, а учить читать начинают многие уже в 3-4 года. А в этом возрасте традиционный звуковой способ обучения чтению слишком труден для детей. Ведь такие свойства мышления, как анализ и синтез еще не развиты, а именно на них и опирается традиционный способ обучения чтению.
Сейчас есть много альтернативных методик обучения чтению. В их числе и методика Зайцева. В ее основе лежит не буква, не слог, а склад. Именно эта единица наиболее понятна малышам.
Когда Вы спросите у малыша, какой звук первый в слове «каша», то большинство шестилеток скажет, что «ка». Потому, что согласный и гласный звук сливаются в одну единицу. И такая единица речи, по мнению Зайцева, является наиболее приемлемой для детей.
Почему не слог, а склад? Потому, что слог не всегда благозвучен и удобен для детей. Складовой принцип обучения чтению наиболее доступен и понятен для ребенка. Вспомните, как ребенок говорит – он произносит слоги и слова, но не звуки. Вот так и учим читать – склады и слова, а звуки ребенок выделит позже.
Наш мозг устроен так, что мы сначала воспринимаем целую картинку, а потом начинаем выделать ее составные. Покажите ребенку любую иллюстрацию и спросите, что он видит? И сначала ребенок будет называть наиболее крупные элементы рисунка, постепенно переходя к более мелким. Чтение – это тоже восприятие картинки, только картинка эта нарисована с помощью символов – букв. И ребенок воспринимает сначала крупную единицу – склад или слово, а потом вычленяет из нее буквы и звуки.
Вот на это свойство мышления и стоит опираться при обучении детей.
Как это сделать практически?
Познакомьте ребенка с гласными. (Читайте здесь)
А потом знакомите с одной согласной (лучше, если это будет мамина буква –М, папина буква – П, бабушкина, буква имени ребенка и т.д.) и составляете таблицу слогов. Пусть это будет паровозик и новая буква бежит по вагончикам с гласными и здоровается с ними, поет песенки. Нам надо прочитать или спеть эти слоги вместе с ребенком разными способами: нормальным тоном, тихо, громко, шепотом, называть их в разброс. Затем предложите поиграть в прятки: Вы называете слог, а ребенок его показывает. Следующим этапом будет «Отгадайка»: Вы показываете слог молча, а ребенок его называет. Если ошибся или затрудняется, то сделайте это вместе.
На это знакомство с буквой и складами надо потратить не более 5-10 минут. Показали, спели и отложили, вернее, повесили на видное место. Дальше можно предложить разукрасить эту букву, выложить ее с помощью палочек или зернышек. И в течение дня несколько раз возвращаться к таблице складов. Можно попросить ребенка проверить, как читает папа. А папа вдруг забыл буквы и читает неправильно. Можно предложить научить читать мишку или куклу. Вариантов повторения очень много. Удобно сделать слоги на отдельных листочках и периодически менять их расположение.
Когда познакомите с 3-4 согласными, уже можно склеивать их в склады и слова. Так получается слова МАК, МАЛ, МАГ, и склады МАМ, МАВ, МАР, МАС.
Со временем таких складов наберется много с разными согласными и можно склеивать из них различные слова.
Таким образом, ребенок легче и быстрее научится читать и писать слова с помощью карточек.
Понравилась статья? Поделитесь с другими, кликните по кнопочкам социальных сетей. Возможно, кому-то она тоже пригодится.
-
Игра для начинающих читать
-
Алфавит для самых маленьких
-
И Букварь бывает вредным
-
После трех уже поздно? С чего начинается обучение чтению?
-
Почему артикуляционная гимнастика необходима для быстрого чтения?
-
Нужно ли проверять технику чтения?
-
Учимся читать по слогам.
-
Учимся читать с помощью мультфильмов?
Хорошая статья. Всегда интересно узнавать об альтернативных способах развития детей, в том числе и при обучении чтению. Для меня методика Зайцева почему-то показалась сложной в своё время, поэтому для двухлетней дочери я избрала иной способ обучения. Методик много и у каждой есть свои преимущества. Выбираешь в основном то, что подходит ребенку, а дети все разные.
Совершенно верно, Елена. Исходить надо из возможностей ребенка и тогда все будет прекрасно. Удачи Вам!
Безусловно, нужно, только надо учитывать особенности ребенка. Мозг, даже ничем не запыленный, может устать, не справиться с нагрузкой, и тогда ничего хорошего не будет.
думаю пока мозг ребенка свеженький и ничем не запылённый нужно учить всему!