Разговор, подслушанный в маршрутке. Или Надо ли учить с ребенком буквы?
О том, что подслушивать нехорошо, все знают с детства. Но, когда люди разговаривают прямо возле тебя, то волей-неволей становишься незваным слушателем. Так получилось и у меня. Однажды в маршрутку вошли молодая мамочка с крошкой-дочкой и сели недалеко.
Это взрослые могут сидеть молча, а малышам молчание и бездействие утомительно. Вот и стала малышка «попискивать». И мама нашла для девчушки хорошее занятие – показывая на рекламу, висевшую на переднем сиденье, спрашивала «Это какая буква?» Малышка, которой, наверное, еще не было и 2 лет, называла буквы: «Это А. Это Кэ. Это Эс».
Честно говоря, мне стало очень жаль эту крошечку, которая потом непременно столкнется с проблемами в чтении. Ведь, складывая буквы Кэ и У, очень трудно получить КУ, получается КэУ.
Вот так очень многие взрослые учат малышей читать, а потом удивляются, что ребенок не может слить буквы в слог и прочитать. Самое страшное, что не только родители, которые далеки от педагогики, допускают такие ошибки. Мои знакомые ходили на курсы по подготовке к школе, где детей 4-5 лет учили именно названиям букв и считали, что это правильно!
Иногда мы полагаемся на знания специалистов и получаем нежелательный результат. Сейчас в продаже очень много говорящих азбук и взрослые любят покупать такие «развивающие игрушки» детям, полагая, что там все правильно. Дети, в процессе игры схватывают все на лету, но не всегда все подается правильно.
Так приходилось переучивать ребенка, который в 4 года знал алфавитные названия всех букв, а читать не получалось. Еще бы! А ведь родители не учили ребенка этому, просто кто-то подарил говорящую азбуку, где озвучивались именно названия букв. И ребенок, играясь, выучил не то, что надо.
Конечно, это очень удобно – купил говорящую азбуку ребенку, посадил его и пусть учит. Возможно, ребенок и выучит названия букв и порядок их в алфавите. Но ЗАЧЕМ?
Очень часто взрослые, желая ребенку только хорошего, допускают большие ошибки, которые потом вылезают малышу боком.
Хотите научить ребенка читать? Это очень хорошо, но здесь главным должен быть принцип, как у врачей, - НЕ НАВРЕДИ! Я абсолютно убеждена, и опыт работы подтверждает это, что раннее обучение далеко не всегда – благо. Очень часто оно оборачивается против ребенка нервными срывами, повышенной тревожностью, снижением работоспособности и потерей интереса к учебе. Стоит ли овчинка выделки?
Природу обмануть невозможно. Все процессы в организме должны пройти, тесто должно выстояться, чтобы получился пирог, а подгонишь его, и пирог уже будет не такой хороший. Ранние семена не всегда дают урожай. Например, семена огурцов дают хороший урожай на 2-3 год, а в первый год урожай будет значительно хуже. Семена должны вылежаться, дозреть.
Ребенок тоже должен созреть, развиться, НАИГРАТЬСЯ, чтобы потом смог успешно обучаться, а не играть на уроках.
Я вовсе не хочу сказать, что с ребенком не надо заниматься. Надо! Только делать это надо с учетом возрастных особенностей. И если ребенку до школы надо играть, значит, пусть играет и развивается в игре. Если малышу надо освоить понятия «цвет», «форма», «размер», научиться работать руками, развить мелкую моторику рук, научиться ориентироваться в пространстве, то это гораздо важнее, чем выучить буквы.
А читать можно научить и без знания букв! Все зависит от возраста и возможностей ребенка. Читайте сразу маленькие слова (3-4 буквы), слоги и склады и тогда ребенок научится читать быстрее и легче.
А сейчас предлагаю отдохнуть и послушать "очень серьезный разговор".
Мне будет интересно услышать и Ваше мнение по этому вопросу. Может, у вас есть какие-то рекомендации или наблюдения.
-
Игра для начинающих читать
-
Алфавит для самых маленьких
-
И Букварь бывает вредным
-
После трех уже поздно? С чего начинается обучение чтению?
-
Почему артикуляционная гимнастика необходима для быстрого чтения?
-
Нужно ли проверять технику чтения?
-
Учимся читать по слогам.
-
Учимся читать с помощью мультфильмов?