Когда начинать учить читать?
Когда начинать учить читать? На этот вопрос нельзя найти однозначный ответ. Сейчас многое родители считают, что раннее обучение чтению гарантированно сделает его малыша развитым и грамотным. Но так ли это?
В психологии принято такое разделение на возрастные этапы:
- От рождения до года – младенчество
- От 1 до 3 лет – ранний возраст или раннее детство
- От 3 до 6-7 лет дошкольный возраст.
И каждый период в жизни ребенка является незаменимым этапом развития физических и психических особенностей человека. Эти периоды нельзя проскочить без вреда для психики ребенка.
Что же делают родители, начиная раннее обучение детей? Они перегружают психику ребенка несвойственными для его возраста заданиями и поэтому очень часто такие дети потом отказываются читать или читают плохо, а в школе учатся на уровне самого среднего ученика. Так для чего тогда все это?
Я не хочу сказать, что с ребенком не надо заниматься. Надо! Только с учетом его возрастных особенностей и не учить, а развивать. А это совершенно разные вещи.
Когда же начинается обучение чтению?
А начинается оно не с букв, не с Азбуки, а с рассказывания сказок, заучивания потешек, рассматривания картинок в книгах. Когда малышонок будет повторять за Вами потешки и прибаутки, слушать сказки и песенки, рассказывать по картинкам, то так ненавязчиво развивается его речь, пополняется словарный запас. Он просто учится разговаривать. А разве можно научить ребенка читать, если он не разговаривает? Есть, конечно, специальные методики, но они предназначены для особых детей. Но это совершенно другая тема.
В раннем детстве ведущей деятельностью ребенка является предметная деятельность и развивается практический или сенсорный интеллект. Здесь главное для ребенка развитие моторики и сенсорных эталонов и развитие речи. Ребенок запоминает цвет и форму, размер и запах. На этом этапе речь ребенка развивается еще больше, но она является только средством общения, но не инструментом мышления. Инструмент мышления – это действия, бесконечные попытки что-то сделать самостоятельно. Вы наблюдали, как играет ребенок 2 лет? Он разбирает и собирает пирамидку несчетное количество раз, строит башенку, разбивает и опять строит. Ему нужны эти простые предметные действия для формирования мышления.
Вы замечали, что дети очень любят играть с песком или пересыпать камешки, запутывать нитки и резать ножницами? Очень многие родители считают, что в это время ребенок балуется или не знает чем себя занять. На самом же деле, работая руками, ребенок развивает моторику руки, а значит, и свой мозг.
Уже давно врачи и психологи выяснили, что речевые центры нашего мозга очень тесно взаимодействуют с центрами, отвечающими за мелкую моторику руки. Таким образом, развивая мелкую моторику руки (мелкие движения рук и пальцев), мы развиваем и активизируем мыслительные и речевые центры. Вот почему так важно уделять большое внимание пальчиковым играм детей, особенно в раннем детстве и перед школой.
Наши мамы и бабушки еще помнят игры с пальчиками: "Сорока-ворона", "Ладушки", различные потешки, в которые очень часто играли с малышами. Сейчас, к сожалению, многие молодые родители считают это занятие лишним и ненужным, а потом жалуются на проблемы с речью ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Ребенку надо играть! Только в игре происходит легкое и быстрое восприятие информации, которая хорошо и надолго запоминается. И если Вы хотите начинать обучение чтению в раннем возрасте, то это надо обязательно учесть. Можно начинать учить и в 3 года, но только в виде игры. А играет малыш тогда, когда ему хочется. Значит, и учить читать надо только тогда, когда ребенок хочет с Вами играть в эту игру. Не захотел – не настаивайте, отложите на потом. Лучше выучить меньше, чем навсегда отбить охоту читать.
Неважно, сколько полезного и нужного Вы можете дать. Гораздо важнее, что ребенок сможет взять, понять, усвоить, запомнить. Исходите из интересов и возможностей ребенка, только так Вы достигните максимальных результатов.
-
Игра для начинающих читать
-
Алфавит для самых маленьких
-
И Букварь бывает вредным
-
После трех уже поздно? С чего начинается обучение чтению?
-
Почему артикуляционная гимнастика необходима для быстрого чтения?
-
Нужно ли проверять технику чтения?
-
Учимся читать по слогам.
-
Учимся читать с помощью мультфильмов?
почерпнул много нового
Моя благодарность!
Я так считаю, что чем раньше начинать учить читать, тем лучше. Надо, чтобы в школу шел уже подготовленным.