Учим писать без ошибок.
Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема. Сегодня я хочу затронуть вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?
Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.
Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.
Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.
А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.
Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?
Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.
Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.
Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.
Списываем слово.
1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.
Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.
Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.
Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
•Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.
•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает угол зрения ребенка.
Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.
Списываем предложение.
1 Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.
Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.
Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано. Если ребенок научится писать без ошибок, списывать правильно, тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и учиться ему будет легко .
Есть вопросы? Пишите в комментариях
Если статья была вам полезной, поделитесь с другими, кликните по кнопочкам соцсетей.
Здравствуйте. У меня вопрос следующий: с какого шрифта начать списывание - с печатного или с письменного? Ребёнок в первом классе, письменные буквы изучил, но читает как печатный, так и письменный текст плохо, я уж не говорю о письме.
Наталья, если ребенок уже школьник, то списывать лучше письменными буквами. Так закрепляется умение писать и соотносить печатные и письменные буквы.
Сын в 5 классе , учиться на 5 , не п переписывает с ошибками , замучилась ((( постоянно переписываем, почти все , диктанты пишет на 5/5. Это беда не знаю что делать ???? ((((
Ольга, займитесь развитием зрительной памяти и внимания.Скорее всего, причина в этом, раз диктанты пишет хорошо.
Спасибо за статью, очень ценные советы. Обязательно возьмем на вооружение.
Уважаемая Татьяна Джало! Ваш сайт «Читалочка» это бесценный клад! Спасибо Вам за Ваш труд.
Светлана, благодарю. Я очень рада, что мои материалы и рекомендации вам помогают. И надеюсь, что используя эти простые приемы и советы, хоть некоторые ученики смогут учиться лучше, и школа для них перестанет быть мучением.
Это тем более актуально, так как второклашек в этом году 3 октября ждет ВПР (Всероссийская проверочная работа). Первое задание - списать текст. Вот из демо-версии: У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа веселый. А Чук очень серьезный.
Представляете, сколько "ошибкоопасных" мест???!!!
Да, для второклашек очень трудная работа. Да еще в самом начале года! Значит, желательно предупредить трудности и научить ребенка списывать текст уже сейчас, не дожидаясь ВПР.
Елена, спасибо, что предупредили и дали демо-версию. Может, родители второклашек обратят внимание и будут знать, к чему готовиться.
Спасибо за статью. Очень кстати она мне попалась. Замучились с ошибками при списывании.
Спасибо вам за очень полезную и интересную статью! Она мне очень сильно помогла, теперь я буду вашим постоянным посетителем.
А как можно посмотреть видио
Пишем без ошибок, очень надо, есть проблемы в школе, ребенок во 2 классе
Советы очень ценные. Кстати, регулярное списывание готовых качественных текстов помогает повысить уровень грамотности не только детей, но и взрослых. Считаю этот метод гораздо эффективнее, чем традиционные задания в школьных учебниках русского языка типа: "Спишите, вставляя пропущенные буквы..."
Побывал у Вас, понравилось! Удачи!
Полезные советы! Мне скоро предстоит учить свою красавицу писать. До чтения этой статьи мне казалось, что списать с листа бумаги пару строк не должно составить труда для ребенка. Теперь понимаю, что я ошибалась. Вообще, чтобы понять ребенка, хотя бы иногда нужно пытаться оказаться на его месте. Я вот подумала, почему бы взрослым иногда не попытаться взять ручку в левую руку и не вывести КРАСИВО несколько слов. Лично у меня получается с трудом. А каково ребенку, который только что освоил азбуку и начал читать по слогам?! Мы почему-то не всегда уважаем труд детей. Недопонимаем как им не просто.
Соввершенно верно, Светлана, мы с высоты собственного опыта не понимаем, как детям трудно учиться. Ведь сами уже просто забыли, как плакали над этими палочками и крючочками. пока научились писать, как уставали от чтения.
А чтобы понять детей, надо поместить себя в непривычную обстановку, хотя бы на несколько часов. Вот когда голова пойдет кругом от непривычного сидения или шума, тогда все станет ясно.