Техника чтения и внимание

18.09.2011

 

Почему я ничего не понимаю?

Как часто можно услышать: «Читай медленнее, читай внимательнее». А вы знаете, что понимание текста гораздо выше у того, кто читает быстро? И когда мы так говорим, то оказываем ребенку медвежью услугу. Читая медленно, он поймет еще меньше. По результатам исследований специалистов, уровень понимания при традиционном (медленном) чтении составляет 60%, тогда как при быстром чтении – 80%.

Дело в том, что наш мозг хорошо воспринимает быструю информацию. У «медленного» читателя информация поступает очень медленно, мозг в ожидании следующей порции информации переключается на что-то другое. Появляются посторонние мысли, которые отвлекают от чтения и качество понимания текста значительно снижается. В таком случае, читатель, заметив, что потерял ход мысли, начинает перечитывать заново. А дети, обычно, это не замечают и, дочитав до конца, ничего не понимают или помнят начало и конец текста.

Особенно ярко это проявляется у детей, которые только учатся читать. Часто дети, прочитав предложение до конца, помнят только последнее слово. Иногда, даже после 2-го, 3-его прочтения ребенок не понимает смысл. Потому что читает он очень медленно, концентрирует внимание на том, как правильно прочитать, мозг его занят слиянием трудных букв, а не пониманием смысла. В таком случае, приходится читать вместе с ним, чтобы все-таки дошел смысл текста.

Уже немного научившись читать, ребенок реже сталкивается с таким явлением. Это проявляется только тогда, когда предложение очень длинное и внимание переключается на что-то другое, не дождавшись окончания  чтения. В таком случае можно разбить предложение на части и уточнять смысл каждой части отдельно. А потом соединить все вместе.

Улучшить понимание текста, развить внимательность при чтении можно! Надо только  увеличить скорость чтения  и выполнять с ребенком  специальные упражнения на развитие внимания.

 

 

 Предлагаю немного отдохнуть и вспомнить старые добрые мультики. Посмотрите Крылатые фразы из старых мультфильмов.

Комментарии приветствуются.

 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Техника чтения и внимание"
Перейти к форме комментирования
  1. Скачала Ваши книги, будем изучать. Хочу повысить скорость чтения моей дочери до 120.На данный момент у нее 80 слов (маловато для закончившего 3-й класс, но хорошо еще, что понимает что читает)

    • Жанна, занимайтесь часто, но понемногу и результат обязательно будет.
      В 3 классе уже надо работать над техникой чтения молча. Об этом скоро будет.
      Успехов Вам.

  2. Приветствую вас, Татьяна! Очень у вас полезный блог. Уже погостила, а нашла вас у мамочек-блоггеров. В свою очередь вас тоже приглашаю ко мне в гости, заходите, буду рада новому знакомству!

    • Даша! Обязательно зайду к Вам в гости. Я рада, что мой блог кому-то помогает. Надеюсь на взаимовыгодное сотрудничество.

  3. Интересно. Я тоже думала, что при медленном чтении понимаешь больше. Но ведь правда, чтобы понять смысл, дети часто повторяют медленно прочитанное предложение по памяти с нормальной скоростью речи. А если не запомнили целиком предложение, то и не поняли, получается. Тогда и читать не интересно. Быстрое чтение - ключ к интересу.
    Но если ребенок действительно торопится, "проглатывает" окончания или целые слова. Тогда его нужно "тормозить", заставлять читать медленно? Или все равно, пусть лучше быстро читает?

    • Ирина, если ребенок проглатывает окончания, читает слово неправильно, то мы ему говорим "прочитай правильно, прочитай еще раз", но не стоит говорить "прочитай медленно". Ведь медленное чтение и правильное чтение - не одно и то же. Можно, если ребенок неправильно прочитал слово, и ошибка искажает смысл слова, спросить ребенка "А такое слово есть? Что оно означает?" Пусть сам найдет и исправит свою ошибку.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.