Если у ребенка дислексия.
Одной из распространенных причин трудностей с чтением и письмом является дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Она возникает вследствие несформированности или нарушения высших психических функций. Это явление не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Проявляться дислексия может по-разному:
Ребенок очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
Очень быстро устает при чтении;
Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
Если у ребенка есть стойкие нарушения при чтении и письме, то необходимо обязательно проконсультироваться с логопедом.
По мнению специалистов, дислексия поддается коррекции, но необходимы постоянные занятия. Оставлять все и надеяться, что пройдет с возрастом или само по себе не стоит. Так можно только усугубить ситуацию и создать дополнительные трудности для ребенка.
Есть разные способы помощи ребенку с таким диагнозом, и один из них - методика Дейвиса, которая представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией. Всю методику представить здесь нет возможности, но некоторые рекомендованные приемы перечислю.
Приемы, рекомендуемые для коррекции дислексии:
- Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
- Метод кинезиологической коррекции.
- Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
- Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
- Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
- Упражнения для развития оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
- Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
- Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
- Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".
Особенности ребенка с дислексией в том, что он воспринимает только трехмерное изображение. Двухмерный и, к тому же, непонятный символ может вызвать у него замешательство.
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Конфуций.
То, что мы слышим, усваивается на 20%, то, что видим – на 40%, а вот то, что сделали, усваивается на 80%. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры ребенку необходимо сделать самому в трехмерном измерении и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого стоит проверить, правильно ли расположены объемные буквы. Нужно проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у ребенка трудности, то нужно дополнительно поработать именно с этими буквами. Работать с определенной буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.
Важной особенностью ребенка с дислексией является то, что слово воспринимается целиком, как единое целое и ребенок часто его просто отгадывает. Отсюда и ошибки, и непонимание текста.
Мы можем помочь ребенку и пройти с ним 3 шага:
1 шаг - прочитать по буквам.
Цели:
- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;
- помочь научиться узнавать группы букв как слова.
На этом этапе рекомендуется брать легкие для чтения и понимания тексты.
2 шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам.
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
Если ребенок прочитал и не может произнести то, что прочитал, то необходимо помочь. Сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить. Многократное чтение слов и создание образа этого слова в голове помогает ребенку в освоении навыка чтения.
3 шаг - пунктуация в образах.
Цель: понимание читаемого материала.
После каждой законченной мысли стоит знак препинания, который выделяет, подчеркивает эту мысль. Каждую законченную мысль можно не только написать, но и изобразить или прочувствовать. Потому ребенку необходимо представить то, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить ребенка представить в уме то, что он только что прочел.
Эти три шага не решат полностью проблему с дислексией, но могут помочь ребенку в освоении навыка чтения.
И, конечно, консультации и занятия с логопедом должны быть обязательно. Чем раньше вы найдете причину трудностей в чтении, тем легче ее можно исправить и помочь ребенку овладеть чтением на хорошем уровне.