Адаптация первоклассника к школе. Что надо учесть?
Вот-вот прозвенит первый звонок, и тысячи малышей получат новое звание - школьники. Звание "первоклассник" дети получат, но настоящими школьниками станут еще не скоро. Так уж устроен наш организм, что к любой новой обстановке ему надо привыкнуть, адаптироваться. И эта адаптация в разных случаях проходит по-разному, но всегда оказывает огромное значение на положение ребенка в школе и его учебу.
Приспособление (адаптация) первоклассника к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Ведь школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд новых задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И оттого, как пойдет адаптация ребенка к школе, зависит и учеба ребенка, и обстановка в семье.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет, и для родителей. Детям надо осознать свое новое положение в обществе, принять правила школы и научиться им подчиняться, найти общий язык с одноклассниками и научиться общаться в большом коллективе. Родителям тоже необходимо понять и принять своего ребенка в новом качестве - школьник. А это значит, что ребенку надо дать больше самостоятельности, формировать чувство ответственности, но при этом контролировать его действия. Что же нужно учесть родителям?
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Все первоклассники сталкиваются различными трудностями: быстро теряют интерес к школе и не хотят идти на уроки; на уроках не работают, потому что им не хочется делать то, что надо; обижаются на учителя, считают, что учитель "меня не любит"; боятся сделать что-то неправильно и из-за этого не проявляют активности на уроке, постоянно что-то теряют, забывают; обижают других детей или берут их вещи без разрешения; часто болеют и т.д.
При переходе к школьному обучению меняется весь уклад жизни ребенка и, чтобы он хорошо адаптировался к школе, надо учесть особенности адаптации.
Режим школьных уроков требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Ребенку необходимо научиться ставить слово "надо" на первое место, а слово "хочу" отодвинуть на второй план.
Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. И здесь надо показать ребенку, что всегда можно договориться. Вот этому умению договариваться и надо научить ребенка в семье, особенно, если он не посещал детский сад.
У некоторых детей в период адаптации нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для маленьких детей. В таком случае дайте ребенку возможность поиграть, заняться интересными для него делами.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения и времени. Затем трудные уроки, на которых ребенок устает уже от 40 минутного сидения за партой. Следовательно, после уроков очень желательно дать ребенку возможность отдохнуть, а еще лучше, ввести дневной сон.
Чрезмерная нагрузка никак не способствует лучшей адаптации ребенка к школе, поэтому нужно очень дозировано давать дополнительную нагрузку первокласснику. Не стоит с 1 сентября отдавать ребенка на множество новых кружков и секций. Очень хорошо, если первоклассник будет ходить на спортивные секции или танцы, т.к. эти виды деятельности помогают в развитии произвольности ребенка, развивают внимание и умение подчиняться правилам, таким образом, способствуют быстрой и легкой адаптации. Но в то же время, любые курсы и секции не должны переутомлять ребенка, нарушать его режим труда и отдыха.
Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения нагрузки. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.
Проведенный вебинар по развитию памяти прошел очень интересно и эффективно. Подобран разнообразный богатый материал по методике развития внимания и памяти, материал изложили доступно и увлекательно. Большое спасибо.