Знакомим школьника с частями речи
Бег - это какая часть речи? Имя существительное или, может быть, наречие? Или прилагательное? Нет, все-таки это глагол - решает, наконец, третьеклассник.
В русском языке всего 10 частей речи, но сколько мучений доставляют они школьникам. Как разобраться и запомнить, где существительное, а где наречие или прилагательное?
Несмотря на то, что знакомиться с частями речи мы начинаем уже в 1 классе, школьники, даже придя в старшую школу, могут назвать прилагательное числительным или существительное - глаголом. И сколько ни учи правила, ошибки все-равно остаются. Ведь правила - это правила, а слова - совсем другое и часто с правилами никак не состыковываются, по мнению многих школьников.
Почему так трудно даются детям части речи? Всё станет понятным, если мы вспомним, что у детей конкретно- образное мышление, а части речи - это абстрактное понятие. Чтобы ребенок понял и запомнил части речи, нужно , чтобы он понимал, что это такое.
"Понимание - это процесс создания в воображении пространственно организованной «картинки»". В.А.Козаренко
А как создать эту картинку, если у нас только абстрактные понятия - названия частей речи? И тут, как всегда, на помощь приходит сказка.
Вы когда-нибудь видели, чтобы книжка кряхтя, вылезала из ряда книг и сама прыгала в руки девочки? Конечно, не видели. Но, оказывается, такое бывает, если мы возьмем в руки книги Т.Рик "Здесь живут части речи". В этих книгах оживают все части речи. Вы увидите седого старичка, который может превращаться в любое слово, так как его зовут Имя Существительное. Следовательно, старичок может превратиться в любое слово, отвечающее на вопросы Кто? и Что?
А если вы продолжите путешествие по страницам книг, то узнаете еще много интересного не только об этом старичке, но и о его родных. Например, то, что у него есть очень послушная дочь. Настолько послушная, что она всегда всё делает как отец и ходит рядом с ним. Потому ее и зовут Имя Прилагательное. И, конечно, вы познакомитесь с тем, кого называют Доблестным победителем всех кусачих злодеев.
Путешествуя по страница книг, дети смогут помочь в обеззараживании страшного вируса. Узнают, что делал тапок на футбольном поле. Смогут поцарствовать за морского царя, но для этого придется потрудиться и придумать всем жителям морского царства много разных дел.
Вы легко запомните, чем отличается совершенный вид глагола от несовершенного и потренируетесь в определении вида глагола. И всё это запоминается и выполняется очень легко, потому что мы читаем и играем. В этих чудесных книгах-учебниках все важные части речи превращаются в знакомых нам персонажей, оживают и живут своей жизнью. Дети, как будто приходят в гости к частям речи и общаются с ними. В процессе общения они легко запоминают то, что так трудно даётся на уроках.
Эти книги можно читать вместе с детьми, если они учатся в 1-2 классе, а можно дать для самостоятельного чтения ученикам 3-4 класса. И даже, если ваш ребенок старше, ему все равно будет интересно и полезно прочитать эти книги.
Очень рекомендую прочитать эти книги всем школьникам младших классов. Буду рада, если вы поделитесь своим впечатлением от прочтения этих книг. Помогли они вашему школьнику в освоении частей речи?
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
Книги ещё не прочитали, но хочу поделится как мы учили части речи. Я мама - я стою и существую. Говорю детям потрогайте меня, я ведь существую. И так, я существительное. Старшей дочке даю задание описать меня. Она говорит - любимая, красивая,... я её обнимаю и продолжаю: а если ты приложишься ко мне, что скажешь? - теплая, мягкая, приятно пахнущая,... Теперь моя дочка стала- прилагательным. А младшей дочери, поскольку она подвижная, даю задание бегать вокруг нас и говорить что она делает: бегу, прыгаю, вижу... Младшая дочка (дошкольница) стала глаголом.
Теперь каждый раз, когда старшую спрашиваю про части речи, младшая дочка быстрее отвечает, что она бегает и она глагол 🙂
Елена, вы нашли очень интересный способ! И уверена, что девочки теперь прочно запомнят названия частей речи.