Умеет ли Ваш ребенок пересказывать?
Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.
Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?
Все очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.
Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!
В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.
«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», - думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.
Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.
Как же научить ребенка пересказывать текст правильно?
Могу предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.
6 шагов к хорошему пересказу.
1.Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.
2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.
3.Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.
4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.
5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.
6.Склейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.
Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.
Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
Спасибо большое автору за такую статью, и для меня взрослого человека она оказалась полезной.
Как правы Вы, Наталья - сначала научи, а уж потом спрашивай! Полностью согласна с Вашими рекомендациями, Татьяна, но добавлю ещё одну деталь. Мы с ребятами план РИСУЕМ пиктограммами (условными значками - особо рисовать уметь и не надо!). Очень хорошо помогает всем деткам - вспоминая условные обозначения, они воссоздают события по порядку. Убиваем сразу двух зайцев - помогаем памяти усвоить информацию образно+развиваем в детях творческий подход к делу! Ведь так нудно просто зазубривать! И так легко разнообразить процесс заучивания! Моим детям нравится - попробуйте! А пересказ от лица какого-либо персонажа - вообще, верх пилотажа! Тут надо предусмотреть всё: и где находился тот или иной герой в определённый момент, и его чувства... Допустим, пересказываем "Репку" от лица Жучки.
- Грызу я как-то косточку у себя в будке. Слышу - на огороде какой-то шум! Но косточка вкусна, думаю: "Вроде все свои мимо меня проходили: дед, потом бабка проковыляла, позже внучка пробежала..." Вдруг голос внучки: "Жучка, иди репку тянуть!" Делать нечего - пришлось оставить мою сахарную косточку - помчалась на выручку! Ухватилась я за внучку, внучка - за бабку, бабка за дедку. Тянем-потянем - вытянуть не можем! (а дальше по тексту))) Сложно, но возможно!
Спасибо,очень полезная статья !!!
Отличные рекомендации. Сначала надо научить, а потом требовать.
Начинать учить пересказу можно и до школы. Прочитали с ребёнком историю - обсудите, кратко расскажите, попросите малыша сделать это же.
Очень хорошие рекомендации, Спасибо! Возьму на заметку для проведения занятий с детьми в своём кружке. Часто дети начальных классов затрудняются выразить свои мысли, а такая технология будет развивать эти навыки.