Ох, уж эта таблица умножения!

22.07.2014

таблица умноженияОх, сколько неприятностей доставляет школьникам таблица умножения

«Я учил, честное слово, учил!»- говорит ребенок, а посчитать, сколько будет  7x 8, не может.

Еще больше огорчаются родители, когда видят, что ребенок никак не может одолеть эту таблицу умножения и постоянно делает ошибки в решениях. 

Давайте попробуем разобраться, как же справиться с таблицей умножения. 

Для начала хочется особо подчеркнуть, что просто выучить таблицу по-порядку  недостаточно. Необходимо, чтобы ребенок умел ей пользоваться, т.е. быстро находить нужный ответ. А это достигается путем тренировки, решения множества примеров.

А теперь разберем 3 этапа  запоминания таблицы умножения.

Понять принцип умножения.  Иногда бывает, что учитель  задает заранее или родители решают, что надо уже выучить таблицу умножения. И начинается простая зубрежка.  «2X2=4,    2X3=6,  и  т.д.» Можно ли запомнить то, что не понимаешь? Ответ однозначный – нет. Поэтому толку от такого заучивания  практически никакого.

Начинать надо со знакомства с принципом умножения.  Заменяем сложение умножением и наоборот, пока ребенок не поймет, что 4 умножить  на 5, значит,   число 4 сложить 5 раз  и никак по-другому. Важно запомнить, что при умножении первый множитель показывает слагаемое,  а второй множитель – количество этих слагаемых.   Таким образом, на первом этапе мы знакомим с принципом умножения и составляем таблицу умножения на каждое число.

Запомнить. Когда ребенок самостоятельно составил таблицу умножения на число, например, 4, то запомнить ему будет легче. Существует много способов запоминания. Есть всем известное механическое запоминание, есть и другие способы, например, запоминание с помощью эйдетики. Это интересно, легко и надежно. Не так важно, каким способом  ребенок будет учить таблицу, важно, чтобы он научился ей пользоваться. 

Первое время можно разрешать подсматривать в таблицу при решении примеров, использовать много различных заданий с применением таблицы умножения. Например, назови все примеры с ответом меньше 30, найди примеры, где произведение – четное число, и т.д.

Закрепить.  А вот теперь приступаем к самому длительному  и важному этапу – закрепление таблицы умножения. На этом этапе надо научить ребенка быстро находить нужный ответ, не прибегая к вспоминанию всей таблицы, как делают многие дети, не подглядывая в  учебник.  Это возможно путем многократного решения различных примеров и заданий. 

Если  давать ребенку ежедневно решать 2-3 столбика примеров на табличное умножение, то результат, конечно, будет.  Трудность в том, что  далеко не все дети с удовольствием будут это делать  и не у всех родителей есть время проверять столько примеров.

Можно пойти более простым путем – сделать игру. Причем, сделать ее можно и самостоятельно.

Существует  много различных игр, но я хочу рассказать, как сделать простое домино, которое поможет  легче закрепить  таблицу умножения без  проблем. 

домино УмножениеКогда-то в детстве у меня было подобное  домино, которое помогло в математике не только нам, но и многим другим детям. И совсем не обязательно покупать, его легко можно сделать и самостоятельно из обычного картона. На левой стороне карточки пишем ответ, а на правой - пример на умножение. Принцип игры, как у обычного домино.  

У каждой игры может быть много вариантов. Так и здесь можно придумать множество различных игр.

Даже, если ребенок неплохо запомнил таблицу умножения, радоваться рановато. Умножение имеет обратное действие – деление, которое на практике оказывается труднее умножения. Поэтому, закрепляя умножение, необходимо сразу учить и таблицу деления.

Сначала стоит  потренироваться из примера на умножение составлять 2 примера на деление. Это удобно делать с помощью самой таблицы умножения. Пусть ребенок смотрит на таблицу и составляет примеры на деление.

3 x 6 =18

18: 3 = 6

18: 3 = 3

 

А затем  закреплять таблицу умножения и деления с помощью игр.

лото УмножениеВот пример одной такой игры – лото.  Все очень просто. Делается поле с примерами на деление и карточки с ответами. И играете.

На моем примере поле цветное не просто так,  но можно сделать и просто черно-белое поле. Картон, фломастеры и ножницы, я думаю,  есть в каждой семье. Необходимо только затратить немного времени  и составить такие карточки с примерами и ответами, а потом  играть. 

 

Что вам понадобится для игры? Несколько листов  обычного картона, клей и ножницы.

Независимо от того, сами вы сделаете игру или воспользуетесь моими вариантами игр,  результат будет,  если играть.  А играть  любят все

 


Комментарии к записи "Ох, уж эта таблица умножения!"
Перейти к форме комментирования
  1. Большое спасибо за Читалочку! Вот теперь мы с внуком выучим таблицу умножения и многое другое.
    Очень Вам Благодарна.
    Татьяна

  2. Мне тоже понравилась идея с домино! Теперь буду советовать этот способ всем, у кого дети учат таблицу умножения! Вообще, Татьяна, у Вас замечательный сайт и просто кладезь полезных советов!

    • Спасибо, Юлия! Буду рада, если мои рекомендации будут применяться и приносить пользу детям и облегчать жизнь родителям.

  3. здравствуйте, Татьяна! А подскажите, пожалуйста, как именно дома сделать самим игру-лото с таблицей умножения? сколько нужно карточек, какой принцип? Спасибо.

    • Екатерина, чертите таблицу удобного размера, разграничиваете карточки, состоящие из 2 половинок. Берете таблицу умножения и вписываете все примеры на умножение на правой половине карточки, а ответы на левой. При этом следите, чтобы пример и ответ не совпадали. Затем наклеиваете на картон и разрезаете. Количество карточек может быть разное. Это зависит от того, какие примеры вы написали. Примеры типа 4X1 или 7X10 не обязательно писать, но можно. Карточки можно делать черно-белыми, а можно - цветными, чтобы придумывать дополнительные задания.

  4. Автор молодец - так как рекомендует сразу работать с делением, только в этом случае формируются устойчивые связи в мозгу. Именно одновременное изучение взаимно обратных действий дает отличный результат. Это я вам как учитель математики говорю.

  5. Спасибо за идеи. которые помогут родителям и детям. А изучение параллельно сложения-вычитания, умножения-деления рекомендована еще Эрдниевым в системе УДЕ (укрупнения дидактических единиц) - кто хочет, может почитать, много полезного. Для изучения таблицы я делала для детей "сорбонки" по системе В. Зайцева (для деления и умножения), но яркое домино привлекательнее, что я обязательно сделаю. И еще по В. Зайцеву: для своих учеников я сделала несколько вариантов карточек с примерами на умножение (деление) - 30 примеров на карточке - распечатала. сначала дети тренируются их решать, а потом решают в течение 1 минуты. Главное - тренироваться. фиксировать успехи. За минуту ученики 2 класса решают 15-30 примеров.
    Татьяна, еще раз спасибо за советы родителям и учителям.Вам - успехов и хорошего отдыха.

    • Татьяна, благодарю за поддержку и новые идеи. Приятно, что среди моих читателей есть коллеги - единомышленники.

  6. Юлия, Вы правы. Сначала учим таблицу умножения, а после этого показываем связь с делением. Закрепляем таблицу умножения и чуть позже подключаем таблицу деления. Не стоит закрепление деления откладывать надолго, начинаем учить буквально через несколько дней после изучения таблицы умножения.

  7. Вот удивительно как иногда совпадают мысли. Мы как раз с сынулькой приступили к изучению таблицы умножения и я описала это в своей статье. В общем, мы придерживались этих трех этапов. Но мне кажется, что учить сразу и таблицу деления будет слишком сложно и лучше это сделать после закрепления умножения. Идея с домино просто замечательная. Обязательно воспользуюсь ею. Спасибо большое.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.