Стоит ли делать с ребенком домашние задания?
- Дома наш Миша так хорошо все домашние задания делает! И примеры решает правильно, и хорошо отвечает на все вопросы, пишет аккуратно... А из школы приносит чаще всего тройки. Видно, учительница его не любит и все время цепляется. Мы с Мишей все задания делаем, он почти не гуляет, т.к. допоздна приходится домашки делать. А результат? Все те же тройки.
Так или почти так рассуждают многие родители школьников. И с еще большим усердием продолжают муштровать ребенка уроками, заставляют много раз переписывать домашние работы и дополнительно заниматься. Только вот результаты почему-то не радуют.
Так устроена наша система образования, что школьникам обязательно задаются домашние задания. Сейчас не будет выяснять, хорошо это или плохо. Давайте попробуем выяснить, стоит ли вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания и как это делать.
Очень часто родители рассказывают, что на выполнение домашних заданий в начальной школе у ребенка уходит не 1,5 - 2 часа, а 4-5 часов. И спать ребенок ложится не раньше 11 часов. А по-другому никак не получается. Пока родители придут с работы, мама приготовит ужин, время приближается к 19 часам. После этого мама приступает в проверке домашнего задания или только начинают выполнять задание вместе. Даже, если ребенок потратит всего 2 часа на работу, то закончит только в 21 час. Но за 2 часа в такой ситуации справляются редко. И не потому, что много задали, а потому, что условия уже не располагают к умственной работе.
Существуют определенные периоды работоспособности мозга, когда умственная работа выполняется легко - это период с 9 до 12-13 часов и с 15 до 18 часов. В остальное время мозг на активную работу не способен.
Сомневаетесь? Вспомните, что вам хочется делать вечером? Почитать, повязать, заняться рукоделием, а вот выполнять серьезную и трудную работу почему-то не хочется. Мозг устал работать за день и требует расслабления, отдыха. Почему тогда вы думаете, что у ребенка мозг обрадуется заданиям и будет работать активно?
Вот и получается, что бОльшую часть времени ребенок тратит впустую. Сам устает и работа не делается так, как нужно.
- А как же по-другому?- удивляются некоторые родители. - Сам он сделает работу плохо, вечно какие-то глупые ошибки допускает, пишет некрасиво. Пусть лучше со мной, лучше медленно да поздно, но сделает аккуратнее. И оценки будут лучше.
Конечно, когда ребенок делает домашние задания рядом с мамой или бабушкой, у него получается аккуратнее, без ошибок, правильно. И оценки хорошие стоят. Прямо душа радуется.
А теперь давайте подумаем, как такое выполнение домашних заданий под контролем мамы или бабушки скажется на учебе ребенка.
Выполняя работу с кем-то рядом, ребенок привыкает к постоянному контролю со стороны. А в школе это возможно? Может ли учитель стоять рядом с вашим сыном или дочкой, если в классе 20-25 учеников? И в этой ситуации ребенок либо теряется и не знает, что ему делать, либо просто ничего не делает, чувствуя свободу.
Если ребенок, выполняя задание, что-то собирается сделать неправильно, то взрослые тут же укажут ему на ошибку, отметят ее в тексте и помогут исправить. Ребенку не надо самому критически относиться к работе и проверять ее. Все уже сделано старшими. А в школе? Когда надо проверить свою работу, ребенок просто не может это сделать, т.к. привык, что ошибки находят другие. И здесь у многих детей возникает страх сделать ошибку. И сидит такая девочка Оля над тетрадкой, не знает, что ей писать , не потому, что не знает. Она просто боится сделать ошибку, а правильный вариант выбрать не может.
Как правило, выполняя домашние задания вместе с ребенком, мама или бабушка обеспечивают полную тишину, чтобы ничего не мешало думать. Считается, что в тишине работать лучше. Ребенок привыкает хорошо работать в тишине. А в классе можно создать идеальную тишину? У кого-то карандаш упал, кто-то что-то спросил, учитель сделал кому-то замечание или ответил на вопрос, в соседнем классе шумно, в коридоре кто-то пробежал и зашумел. Все эти звуки сразу отвлекают ребенка, привыкшего работать в тишине, сбивают с мысли, а потом собрать все мысли воедино уже трудно. К тому же, академик, физиолог, педагог А.А. Ухтомский еще в начале 20 века доказал, что легкие раздражители стимулируют работу мозга и помогают успешному обучению.
Так что же делать? Дать волю ребенку и пусть делает все сам? Ведь он же сделает плохо!
Пусть ребенок сделает задание хуже, но он научится работать самостоятельно, а не ждать помощи со стороны. Научится рассчитывать на себя, выбирать правильные решения, проверять свои работы.
Помогать, конечно, нужно, но тогда, когда ребенок сам не может справиться и сам просит вас о помощи.
Только так вы можете помочь своему ребенку научиться работать самостоятельно и спокойно чувствовать себя на уроках. Не стоит стремиться к максимально хорошим оценкам за домашние работы. Гораздо важнее научить ребенка учиться самостоятельно и рассчитывать на себя.
Интересно, а что вы думаете по этому поводу?
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
Здравствуйте!
Я часто делаю с сестрой домашнее задание. Мы работаем так : она показывает, что ей задали и начинает делать. Делает сама, а я потом проверяю.Если есть ошибка, то указываю на неё и спрашиваю : "а точно ли так?" И она сама исправляется. Когда нужно что-то составить, показываю пример и потом она сама работает. Если незнает, как делать, разъясняю задание, иногда пример показываю,дальше она уже сама и даже не даёт что-то продолжать : " я сама!" Читает вслух и обязательно нужно, чтобы кто-то слушал.После перессказывает.
Кстати, читать не очень хотелось ей, а позавчера выбрали для прочтения "Буратино" от фирмы "Школьная Библиотека".Говорит, очень интересно.Я сама училась читать по этим книгам.Произведения интересные в этой линии "Кот Леопольд","Винни-пух","Домовёнок Кузька"; шрифт разный есть, картинок не много, но они очень красивые. Сказала, как дочитает, привезу ещё и она обрадовалась.
У меня гиперактивный ребенок. Очень любит меня и старается меня не расстраивать. Но в силу этого недуга у него просто тотальная безграмотность и плохая память. Мы пойдем в 3 и специалист с которым сейчас занимаемся русским настаивает, чтоб мы оставили ребенка на второй год. Чтоб ему легче было в старших классах. А я думаю уже пусть наверное учится как получаеться ну выгонят из школы ну пусть и не учиться. Сил и терпения больше нет. Сама на грани нервного срыва. Не могу себя сдержать. Потом плачу по углам. И ребенок уже это увидел. Да так сочувствовал мне. Что у него началось настройство желудка.
Светлана, в вашем случае надо из двух зол выбирать меньшее. Если ребенок не усвоил программу школы, то, возможно, лучше его оставить на повторное обучение. Если дело только в гиперактивности и безграмотном письме, то надо решать эти проблемы. Иногда развитие памяти и внимания значительно улучшают ситуацию. В любом случае, нельзя опускать руки. Надо приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку. Успехов вам!
у нас всё запущено сын даже не вспомнит о д/з если не стоять над душой а я работаю по сменам. и ему приходится дома с старшей сестрой оставаться, а у неё свои и уроки и проблемы так что даже не знаю как быть. причём учитель наш садит его на заднюю парту типа он всё равно ни чего не делает значит на него и обращать внимания не стоит пусть сидит в углу и не мешает. а у него большие сложности списывания с доски. и очень стеснительный мне кажется что он уже и сам не верит в свои силы а я не знаю как помочь. учитель только и делает что обвиняет его и кажется что дай ей волю та тупым его назавёт я от этого злюсь сома, что хочется этой учительнице голову оторвать за её педагогические методы. я то понятно много не знаю на учитель не училась а она-то почему так себя ведет как-будто совсем ни чего не понимает. очень хочу помочь мальчику но как не знаю. со старшей дочкой таких проблем не было она у нас всё на лету схватывала так что и проблем ни каких ,а с сыном вот такие вот дела . помогите.
Татьяна, что вы, как педагог, думаете по поводу запрета Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы? в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19
Это требование выполняется?
Учителю запрещено
— Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1)
— Опаздывать на урок. (2)
— Выгонять ученика с урока. (3)
— Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4)
— Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)
Источники:
(1) Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57
(2) Трудовой кодекс РФ, ст. 21
(3) Конституция РФ, ст. 43
(4) Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65
(5) Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19
Елена, поскольку это не государсвенный, а мой личный сайт, который к системе образования отношения не имеет, могу сказать то, что думаю. Это постановление в нашей школе выполняется, о других говорить не могу. Но я считаю его в корне неверным. В рабочие дни, когда ребенок и так загружен, мы должны задавать задания на дом, а на выходные (свободные от уроков) дни не должны. Хотя в эти дни ребенок мог бы спокойно выполнить творческие задания, отработать навыки, закрепить материал урока...
Для того, чтобы ребенок запомнил материал урока, его надо повторить через 6-8 часов, через сутки и через 3 суток. (Есть разные схемы повторения, но эта наиболее удобная). Получается, что все, что прошли в пятницу, повторится, в лучшем случае, в понедельник! А это значит, что весь материал к понедельнику благополучно забудется у бОльшей части школьников. Вот и получаем мы то, что получаем(((. К сожалению.
Елена, а что вы думаете по этому поводу?
У нас, если не стоять над душой, и не "подгонять" вобще ничего сделано не будет. Совсем нет никакой ответственности, сделано задание или нет. Нет и нет.И не больно то и хотелось... Только на шаг отходишь - все - сразу отвлекается на другие дела. Только не уроки. Никакими коврижками не договориться. Ни таймеры, ни прочие приемы не прокатывают....Постоянно дотягивает до последнего момента, когда можно все заранее сделать и быть свободным. Даже элементарные, совершенно легкие задания будут делаться невообразимо долго, пока все соседи уже не выучат и родители не сорвут голос... Плюнуть на все, и пускай ходит с невыученными уроками?
Ольга, а может в самом деле в виде эксперимента дать ребенку свободу и не контролировать. При этом контроль за оценками на уроках все-равно должен быть. Договоритесь, что вы не вмешиваетесь в его дом.задания, пусть делает самостоятельно, когда хочет, но если оценки будут плохие, то последует какое-то наказание. Например, на выходных никуда не пойдешь или получишь дополнительные задания по тем предметам, где будут плохие оценки. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы на время эксперимента она все оценки в обязательном порядке выставляла в дневник. Ведь дети не всегда подают дневники на оценки, иногда и хитрить начинают. Так вы научите ребенка отвечать за оценки и домашние задания самостоятельно. Это очень важно, ведь вы не будете все школьные годы делать с ребенком задания.
Самое печальное, что никакие наказания и лишения не пугают... Не пойдешь гулять - ну и не надо, не будешь играть в компьютер - ну и пожалуйста. И наоборот, допустим, предложишь, если быстро все выполнит, получит желаемое, тоже не помогает. Ему и получить хочется, но все равно ни сделает и будет еще ныть и возмущаться, что самый несчастный и обделенный!! Самое обидное. что он все это прекрасно может сделать, но почему-то будет заниматься всем, только не уроками, провоцировать на скандалы... Может, конечно, со временем это пройдет (сейчас в 4м классе), но слово уроки у нас- это просто кошмар, причем для всей семьи! С ужасом представляю этот процесс в старшей школе, когда действительно будут много задавать!!!
Здравствуйте, Татьяна. Статья, действительно, полезная. У меня второй ребенок учится в 7 классе, сейчас после переломов позвоночника текущий год на надомном обучении. Он до сих пор делает уроки, если я присутствую в комнате и потом проверяю, где не понимает-подсказываю. Хотя я не сумасшедшая мама, которая контролирует каждый шаг ( у меня 4 детей, 2 малышей младше сына 7-классника. Вот он результат доп.занятий и делания уроков в начальной школе вместе с сыном. Что можно сейчас мне сделать? Посоветуйте, пожалуйста
Светлана, в вашем варианте можно объяснить ребенку, что у вас просто нет времени и сил проверять его работы. Вы не отказываетесь ему помогать, но только тогда, когда это в самом деле нужно, когда у него совсем не получается. Нужно учиться все делать самостоятельно. ВЕдь домашнее обучение не навсегда, скоро мальчик пойдет в школу и там мамы рядом не будет, помочь и проверить будет некому. Надо рассчитывать только на свои силы. Поэтому, давай представим, что ты уже в школе и будем работать, как на уроке, без маминого присутствия.
Так и вам будет легче, и сын постепенно привыкнет, что все делает сам и обращается только иногда за помощью. Да и помогать надо не всегда. Есть такие моменты, когда ребенок может найти ответ сам. Забыл формулу или правило - поищи в Интернете или в учебнике. Не знает, как решить задачу - прочитай еще раз, нарисуй схему, реши так, как можешь. Вот если уже и так не получилось, тогда можно разбирать вместе. Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем лучше для него.
Я с Вами абсолютно согласна. И так моё чадо и делала домашнюю работу самостоятельно и всё бы ничего, да начала моя первоклашка хитрить - я всё прочитала/написала и т.д. и покажет то что сделала, а потом оказывается что там еще несколько страниц задали, или прочитала она просто слова, не вникая в смысл. Вот и упала скорость чтения на 5 слов от первой до второй четверти. И теперь мы пытаемся эту самую скорость поднять. Домашнюю читает самостоятельно, но с контролем - читает кому-то из членов семьи. Самостоятельность все равно нужна, сама не люблю "над душой" сидеть и чтобы у меня сидели. И делать уроки , конечно, надо в приличное время.
Аня, я больше говорила о домашних заданиях по рускому и математике. Такие предметы, как чтение и окружающий мир все-таки требуют присутствия родителей. Только рассказывая что-то, отвечая на вопросы, ребенок может понять и запомнить материал. А пересказывать самому себе , во-первых, не интересно, а во-вторых, некому заметить ошибки и поправить, показать, как нужно. Поэтому дети, как правило, эту часть задания упускают, в силу возраста им еще непонятно, что пересказ, повторение, работа по вопросам - это самая главная часть задания. Поэтому, чтение и окружающий мир нужно все-таки контролировать, особенно в 1-2 классах.
Здравствуйте, Татьяна, очень интересный материал, хотелось бы донести его до родителей. Возможно ли размещение на сайте образовательного учреждения этой статьи со ссылкой на Вашу страницу?
Татьяна, можно. Для того и пишу, чтобы родители читали )))
Всё это правильно. Но,пожалуйста, напишите как ребёнку справляться с таким объёмом заданий? Скопировала из нашего электронного дневника( помимо заданий по другим предметам это было задано на один день):РУССКИЙ ЯЗЫК Написать сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь" в тетрадях по развитию речи; определить с помощью Толкового словаря многозначными или однозначными являются слова (земля, подниматься, космос, отважные, люди, корень, игла, каток, карандаш, крыло, парта).
ЛИТЕРАТУРА написать сочинение по рассказу Л. Н. Толстого "Кавказский пленник", читать и пересказывать статью об А. П. Чехове (С. 261-263). Ребёнок учится в пятом классе,сочинения только учится писать.Учитель считает,что ежели дети сейчас не научатся справляться с таким объёмом работы,то не смогут потом учиться в старших классах нашего лицея(физико-математического уклона).Математику ребёнок делает сам 10-15 минут.С литературой сидим вместе каждый день по 2 часа. Копия задания на другой день:Сообщение об особенностях рассказов А. П. Чехова, читать статью на стр. 271-272(поэты о русской природе), делать выписки (конспект), выбрать одно стихотворение и выучить его наизусть (С. 272 - и до конца учебника).Сочинения пишем три раза в неделю. Мамочки,пожалуйста,напишите,так все сейчас учатся или нам просто "повезло"?
Елена, я думаю, что вам просто "повезло". Видимо, в вашем лицее свои взгляды на домашние задания. Задание, которое вы написали, конечно, очень большое, но ведь оно задано, наверное, не на следующий день. На стихотворение обычно дается 2-3 дня, чтобы ребенок успел выучить. Если такие большие задания, то можно часть заданий, которые заданы на следующую неделю, выполнять в выходные дни. Конечно, если по литературе задано сочинение, его быстро не напишешь, тут приходится сидеть и помогать первое время. Потом будет легче, когда ребенок научится. И очень важно правильно организовать работу, чтобы не тратить лишнее время и делать задание эффективно и быстро.
Спасибо за статьи,я полностью согласна с вами,у нас с дочкой нужно многое пересмотреть в занятиях с внуком.Я многое узнала и буду применять.Спасибо
Здравствуйте, Татьяна! Отличная статья, с удовольствием её прочитала ! Действительно, так оно и есть, сидишь с ребёнком по несколько часов, делаешь уроки, а потом в школе за контрольную ребёнок приносит двойку, потому что один никак не может справиться с элементарными заданиями. В один прекрасный день, дочка пришла и сказала, что теперь она будет делать уроки самостоятельно. Я могу сказать, что действительно, по началу получалось не совсем хорошо, и двойки были . Зато теперь нет проблем с выполнением контрольных , она даже говорит, какая лёгкая была контрольная. Учительница тоже заметила, что успеваемость стала лучше. Спасибо за статью, ждём новых!
Совершенно верно, Юлия! Если ребенок научится работать дома самостоятельно, то и в школе результаты будут лучше.
Полностью согласна с автором! Сын учится в третьем классе и делает домашку практически всегда сам, несмотря на то что я практически всегда дома... Большое спасибо нашей учительнице, которая на первом же родительском собрании объяснила родителям, как нужно делать с ребенком домашние задания - все домашние задания разбираются в классе, поэтому ребенок должен все выполнить самостоятельно на черновике и принести на проверку родителю...Мама (папа. бабушка) должны проверить и не указывая на ошибку (если она есть конечно), похвалить: "Молодец, решил почти правильно, но в 3 упражнении у тебя есть несколько ошибок, исправь их пожалуйста, я проверю и можно будет переписывать в черновик". так ребенок учится самостоятельно работать и самостоятельно проверять себя... и кстати это достаточно удобно когда родители работают (ребенок сам делает д/з на черновике, а по приходу родителей домой, после проверки, переписывает в чистовик)
И потом... мне кажется что когда мы сидим рядом с ребенком при выполнении домашнего задания, то очень часто придираемся (не так сидишь, не так пишешь, пиши красивее, я знаю ты можешь), если взрослого зовут еще другие дела, а он сидит и делает домашнюю работу со своим чадом, то порой часто начинает просыпаться раздражение ("тут же все просто, а он не может ничего понять"), а чадо наоборот вообще перестает думать.
Верно-верно, Виктория! Родители начинают нервничать, ругать ребенка и он работает еще медленнее и хуже. Пусть лучше работает сам, а взрослые только иногда проверяют. Даже не всегда и не у всех надо проверять задания. Стоит доверять ребенку и поощрять самостоятельность.