Как организовать занятия с ребенком дома?
Среди множества трудностей, которые возникают при обучении ребенка, можно выделить одну, которая в той или иной мере проявляется в каждой семье. Коротко сформулировать ее можно так - долго делает уроки, постоянно отвлекается, делает невнимательно. Знакомо вам такое? Наверняка. Именно поэтому среди проблем, которые отметили родители в недавнем опросе очень много таких: Как помочь ребенку и родителям организовать занятия так, чтобы они проходили быстрее и эффективнее? Как организовать занятия с ребенком? Как делать домашние задания, чтобы меньше уставать?
-Миша, иди делать уроки,- говорит бабушка. Минут через 5-10 появляется Миша, усаживается за стол, открывает тетрадь и обнаруживает, что ручки нет. Начинаются поиски ручки. Наконец-то ручка нашлась и можно делать уроки. Мальчик читает задание, списывает первое предложение, в котором надо что-то подчеркнуть. А карандаш поломан и ничего им не подчеркнешь. Теперь минут 5 тратится на затачивание карандаша. Можно продолжать работу. Но тут Миша очень сильно захотел пить и отправился на кухню за водичкой, а по дороге застрял у телевизора...
О том, что было дальше, можно рассказывать еще долго и с разными вариантами. В итоге, измучив себя и бабушку, ребенок домашние задания сделал, но делал до самой ночи и выполнил задания плохо. Что делать? - сокрушаются родители и жалуются, что так много времени затрачивается на домашние задания, а результат не очень радостный.
Для того, чтобы занятия или выполнение домашних заданий проходили наиболее эффективно и с наименьшими затратами времени, надо знать и соблюдать несколько важных моментов.
1. Организация рабочего места. Как ни странно, но это имеет самое непосредственное значение на скорость выполнения работы. Если у ребенка все, что может понадобиться, готово и лежит рядом, то не нужно будет тратить время на поиски ручек, линеек, тетрадей. Поэтому ребенку надо, прежде всего, подготовить все, что ему может понадобиться для работы: ручки и карандаши, ластик и линейка, черновик и тетрадь, учебник. А вот все лишнее со стола надо убрать. Не думайте, что если игрушка просто стоит на столе, то ребенок не отвлекается. Он может мысленно общаться с любимой игрушкой, представлять как играет с ней, а значит, отвлекаться от заданий.
2. Создание рабочей обстановки. Часто родители стараются создать идеальную тишину, чтобы никто и ничто не мешало выполнению уроков. В некоторых семьях запрещается даже всем домашним заходить в комнату, хлопать дверями, чтобы не было никакого шума. И не догадываются взрослые, что такой тишиной не помогают, а усугубляют трудности ребенка. Во-первых, в полной тишине мозг начинает отключаться и впадать в расслабленное, "спящее" состояние, что никак не способствует хорошей работе.
Во-вторых, привыкая к тишине, ребенок начинает остро реагировать на любой шум. Он сбивает ребенка с мысли, отвлекает. А часто ли в школе можно добиться такой идеальной тишины? Да практически никогда. Даже, если в классе и тихо, может быть шум в соседнем классе, шум за окном и другие звуковые раздражители.
Ученые не очень давно доказали, что оптимальная рабочая обстановка для нашего мозга - это негромкая музыка, равномерный шум. В некоторых ВУЗах даже специально записывали шум в библиотеке и затем включали его. Оказалось, это очень стимулирует мозг и позволяет работать эффективнее.
3. Переключение деятельности. Бывает, что через 10-15 минут работы ребенок начинает отвлекаться, жаловаться, что устал. На что родители часто отвечают: "В школе уроки 45 минут. А дома ты и 15 минут высидеть не можешь! Сиди и учись!" И мучения продолжаются дальше. Почему мучения? Потому что устал не столько ребенок, сколько его мозг. А если он устал, то работает вполсилы, если вообще работает. И ребенок ничего не может объяснить, понять , допускает множество ошибок, причем, глупых ошибок.
Не стоит тренировать ребенка сидеть по 45 минут, а надо просто переключить ребенка на другую работу. Да, в школе урок длится 45 минут, но за это время дети успевают сделать 8-10 разных заданий, выполнить физминутку или пальчиковую гимнастику. Одно дело школьники делают не более 10 минут. И это обусловлено особенностями работоспособности мозга.
Так и дома. Выполняя задания, особенно с малышами, контролируйте время выполнения одного дела. Прошло 10 минут, переключите внимание ребенка и сделайте другое задание. Если ребенок еще не закончил предыдущее дело и нельзя его разрывать, останавливаться, то просто выполните простую физминутку, поиграйте в какие-то короткие словесные игры, отгадайте загадки или сделайте специальные упражнения из цикла "Зарядка для ума", чтобы дать отдохнуть мозгу и активизировать его работу.
Если вы будете учитывать эти моменты при занятиях с ребенком, то скоро заметите, что времени на выполнение уходит все меньше, а результаты лучше. Стоит только научить ребенка работать правильно.
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
Подобные проблемы мне уже давно не знакомы: дети выросли, внуки учатся не здесь. Даже и не представляю, как они готовят домашнее задание...