Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
Шуток на тему почерка много. Да, вот хотя бы:
“Почерк у меня очень неразборчивый. Но зато такой мелкий, что неразборчивости не разглядишь.”
“Завидев мой почерк, курицы с гордостью смотрят на свои лапы.”
А так ли важен почерк в наше время? Текст можно набрать на компьютере, распечатать на принтере, распознать в программах, перевести из аудио в текстовый формат…
Ан, нет! Оказывается – важен!
И вот почему.
Какие проблемы из-за почерка возможны у старшеклассников?
Вот только некоторые из них:
- неряшливые работы приводят к снижению успеваемости;
- неразборчивое написание часто оценивается как ошибки;
- экзаменационные работы ЕГЭ оцениваются “0 баллов”, если они написаны неразборчивым почерком...
Освоение каллиграфии, организация рабочего места и мотивация подростков достаточно быстро решают эту проблему.
На что может указывать плохой почерк в младших и средних классах?
А в начальной и средней школе неаккуратные тетради и плохой почерк могут стать тревожными “звоночками” для родителей и учителей.
Логопедические и неврологические нарушения
Специалисты сразу оговариваются: насколько каллиграфически красиво пишет ребенок – им не важно.
А вот, если ученик при письме или рисовании высовывает язык, путает похожие буквы, “зеркалит”, пропускает, переставляет их местами – это повод пройти консультацию логопеда.
Дефектологи утверждают: не нужно переучивать ребенка левшу. Это может повлечь за собой и логопедические, и неврологические проблемы, например, заикание. А также отразиться на почерке.
Не поставлена рука
Ребенок неправильно держит ручку, выворачивает кисть, не придерживает тетрадь – частые сложности первоклассников и не только.
Как правило, профессиональные приемы, подсказки учителя и помощь родителей быстро решают эти сложности.
Слабая моторика рук
На эту проблему укажет быстрая утомляемость руки, “каракули”, слабый или сильный нажим...
Если такое встречается в тетради у ребенка, нужно выполнять различные задания на развитие мелкой моторики!
Рисование, лепка, шнуровки, выжигание, вышивание, игра на музыкальных инструментах… Помимо любви к прекрасному, развивается и укрепляется детская рука, развивается, так называемая, мелкая моторика.
Натренированные кисти и пальцы способны выдерживать длительную нагрузку при письме, совершать тонкие движения.
Недостаточно развиты основные познавательные процессы
Например, такие, как зрительно-пространственная ориентация, внимание, самоконтроль.
Это также будет заметно в тетрадях. Неровные буквы, съехавшие со строк слова, неправильный наклон, многочисленные помарки и ошибки – признак того, что нужно вспомнить игры и упражнения на развитие внимания, памяти, ориентацию в пространстве … и активно их использовать.
Неправильная организация рабочего места
Да, и это тоже может сказаться на почерке. Попробуйте писать ночью с фонарем на коленке. Получится аккуратно и красиво?
Сравнение утрированно, конечно)
Однако, организовав условия для удобной работы, мы можем избежать неровного, неразборчивого почерка.
Есть проблема – есть решение!
Создаем условия
Контролируем осанку ребенка
Следим, чтобы угол наклона тетради составлял 30°
Правильно располагаем стол относительно окна и искусственного источника света
Есть проблема – есть решение!
Формируем правильный захват ручки и карандаша
Если у ребенка не получается правильно взять карандаш или ручку, сделаем этот процесс веселым и интересным!
Пальчики будут веселыми обезьянками, а ручка – пальмой. Ставим три пальчика (подружек-обезьянок) наверх ручки, а под веселый стишок съезжаем вниз.
Три мартышки, три соседки
С ветки прыгали на ветку.
Расшумелись, раскричались,
Дождь пошел - все разбежались.
2.Трехгранный карандаш, ручка
И другие “хитрые приспособления” – привлекательный и интересный способ увлечь ребенка процессом, незаметно формируя правильный захват.
3.Используем салфетку
Складываем салфетку несколько раз, зажимаем мизинцем и безымянным пальцами, а тремя свободными – берем ручку.
- Рисуем мелками
Восковые, масляные, пастельные карандаши, мелки поломайте на небольшие кусочки и предложите ими рисовать. Вы удивитесь – ребенок возьмет их именно тремя пальцами – по другому их использовать просто невозможно.
Как оказывается, хороший почерк – не только тетради без помарок и ровные буквы. Это и залог успешного обучения, и индикатор многих неявных проблем ребенка.
Обращая внимание на качество письменных работ и индивидуальные особенности школьника, можно вовремя предотвратить серьезные проблемы в обучении, развитии и здоровье детей!
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
-
Не хочу учиться! Учебная мотивация с другой стороны.
Здравствуйте! ваши советы всегда просты и интересны. я согласна, правильно сидеть, держать ручку и ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ - это и есть залог хорошей успеваемости в школе.
Считаю, что и в наше время красивый почерк нужен и важен. В этом году довелось найти тетрадь 1972 года, где были выполнены работы по русскому языку ученицей 1-го класса сельской школы. Кому не показываю фото этих работ, все удивляются почерку.
Статья полезная. Уверена, что почерк играет большую роль в успешном обучении ребенка. На мой взгляд, если ребенок написал и не может прочитать то, что написал, это проблема.
Елена, почерк важен не только в обучении, но и в формировании личности. Ведь аккуратный почерк - это еще и уважение себя и других людей, аккуратность, терпеливость.
СПАСИБО, статья ИНТЕРЕСНАЯ,информативная, доступная. Я ещё использую перо в самом начале обучения вместо ручки. Тоже интересно детям. Статью буду рекомендовать родителям.
Ольга, есть разные техники обучения письму. Хорошо также использовать простой карандаш на первых порах обучения. Это легче для руки ребенка.