Какие они разные эти звуки согласные.
Много с буквами хлопот, вот такой они народ.
Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.
Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные?
Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.
О согласных звуках твердых и мягких я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?
Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.
Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.
В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?
Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного. На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.
И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.
Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.
Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.
Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.
Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.
Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.
А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.
-
5 шагов к хорошим знаниям.
-
Как помочь ребенку с учебой?
-
Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
-
Как сократить время на выполнение домашнего задания?
-
Как помочь школьнику с пересказом?
-
ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
-
Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
-
Нужны ли мозгу тренажеры?
Все намного проще. Есть специальные фразы и стишки для запоминания многих правил. В данном случае это будут несколько предложений:
Степка, хочешь щец? - Фи! - глухие
Мы, звери, убежали. Догоняй! - звонкие
Все! Учите деток этим двум фразам, и они уже никогда не перепутают )))
А у нас дети с пяти лет в школу идут, только не знаю. когда они звонкие и глухие согласные будут изучать. Моя четырех летняя внучка пытается читать на грузинском, даже не знаю как ей помочь. Там как то трудно в слоги складывать, порой по четыре согласных встречаются. И вообще, это обязательно по слогам учить читать?
Это совсем не обязательно - учить читать по слогам. Мы учим в силу веками сложившихся традиций. Можно учить читать сразу словами. А делить слово на слоги тогда, когда ребенок уже будет читать. И некоторым детям так намного легче и быстрее дается чтение.
Интересно, а дети четырех лет поймут звонкие и глухие согласные? Или с ними еще рано заниматься?
4 летнего ребенка надо учить просто слышать отдельные звуки и развивать фонематический слух. А различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие надо уже ближе к школе, т.е. после 6 лет. Раньше не стоит. Не нужно забивать голову ребенку тем, что ему пока не нужно. Умение выделать звонкие и глухие согласные необходимо для звукового анализа слова и изучения орфограмм, а это уже школьная программа.
а я предлагала оценить: если звук сказать сильно, за закрытыми дверями слышно или нет? Если слышно - звонкий, если нет - глухой. Помогало.
Зоя, дверь не всегда есть под рукой, а ладошки всегда. И таким способом не все звуки можно легко услышать. Такой прием можно использовать на этапе знакомства со звуком в домашних условиях, а на уроке, когда дети делают звуковой анализ слов на помощь придет ладошка.