Ребенок с ММД или как помочь ребенку справиться с дисциплиной в 1 классе.
Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс или только еще пойдет. Но вы точно знаете, что ему не сидится спокойно за партой. Он крутится, вертится, отвлекается на множество вещей, которые никак не относятся к учебе. Ручка - тоже отличная игрушка, а в тетради можно и порисовать.
Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.
Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.
Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.
От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.
Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.
Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.
Что же такое происходит с этим ребенком?
Имя такому поведению ММД – или минимальная мозговая дисфункция. Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.
По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.
Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.
После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.
На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.
Хотя, ребенок мог быть возбудимым, тревожным, быстро уставать и возбуждаться от впечатлений, слишком подвижным, на фоне общего благополучия, своевременного развития речи, двигательных навыков - это списывалось на особенности характера.
Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.
ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.
Особенность в том, что у детей память и внимание подвергаются нагрузке в обязательном обучении, а умение управлять эмоциями и поведением - развито недостаточно.
И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.
И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.
А поскольку у таких деток еще и недостаточно развиты волевые качества в силу наличия у них слабости нервной системы, есть замедление созревания волевых качеств - то такому ребенку сложно собой управлять.
Ребенок просто не может управлять собой достаточно.
Избыточная подвижность - это способ подстимулировать нервную систему, чтобы ребенок был способен воспринимать новое.
Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.
И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.
За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.
С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.
Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.
С одной стороны - педагог прав, дисциплина нужна. С другой стороны - совершенно не понятно, что делать с ребенком. Как его удержать в нужных рамках, особенно когда мамы и папы нет рядом?
Итак, что же делать при ММД.
Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.
Мамы и папы! Это постепенно пройдет или значительно ослабится, если помочь ребенку правильно. Для этого требуется время и определенные действия – к 10 -11 годам все будет лучше.
Обязательно: поход к врачу- неврологу и назначение препаратов – ноотропов, которые корректируют последствия родовой травмы, улучшают помять и внимание, способствуют созреванию психики. Важно делать курсы лечения, длительностью 1.5 -2 месяца. Начинайте за месяц до конца каждой четверти, и вы избежите утомления у ребенка от учебной нагрузки.
Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.
Потом по ситуации. Если ребенок устает, жалуется на головные боли, стал невнимателен и плохо запоминает, у него накопилась усталость - надо повторять курс.
Препараты подбирает врач. Важно знать – если ребенок возбудимый и эмоциональный - берутся седативные или сбалансированные ноотропы.
Есть категория стимулирующих ноотропов, и они могут усилить эмоции и возбуждение, а вам ведь этого не нужно.
Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.
Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.
Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.
Это важное умение для родителя такого ребенка.
Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.
Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.
Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.
Идеально педагога со стажем, но не пожилого и не молодого. Пожилые болеют, молодые уходят в декрет. Смена учителя - дополнительная нагрузка и новая адаптация. Для вашего ребенка это нежелательно.
Ваша задача - что бы ваш ребенок любил своего учителя, а учитель понимал ситуацию. Дети учатся потому, что им важны отношения. И отношения с первым учителем – важнее оценок в вашей ситуации.
Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.
Автор Анна Святченко-психотерапевт, консультант для мам.
Дорогие мои ! Ведите ребенка к остеопату. только к хорошему. поищите. узнайте про него все_ стаж, образование, желательно детский остеопат.
Сколько же придумали диагнозов, чтобы ЖИВЫХ детей сделать послушными удобными куклами.
Мне очень нравятся рекомендации на этом сайте, но не в этом разделе.
Прежде всего надо поставить диагноз классно -урочной системе (как антигуманной, такой системой фашисты пытали людей- люди сходили с ума - есть материалы в интернете)- тогда все станет понятно.
Дети должны двигаться, дети должны думать свободно, в своем ритме, а не в ритме учителя, по статистике в 1 классе угасает до 90%интеллекта -и это не диагноз ребенка, а диагноз системы обучения.
Родители - единственный выход, если вы хотите уберечь физическое и нравственное здоровье ребенка - альтернативное образование, его виды уже широко описаны и представлены.
Конечно, очень удобно сдать ребенка на 10 лет в школу -но тогда получите то , что получится. Поэтому выбор за вами - ребенок в этом возрасте выбирать не может, он может только заболеть = и это его выбор, который заставит вас задуматься.
Согласна с вами. Залечить и затоптать тех, кто не такие как все
Мой первоклассничек такой.. Мне учительница все нервы вымотала, уже подумываю в другую школу переводить.К неврологу ходим с рождения, сейчас ещё и к нейропсихологу на консультацию пойдем. Лечимся, а вот результат очень слабенький...
Елена, продолжайте лечение, без него никак. Сразу результат не стоит ждать, но со временем улучшения будут обязательно. Успехов и терпения!
Елена. поищите в нете: Ратнер Александр Юрьевич (откройте сразу 6-ю страницу.
Интересно, а можно решить проблему ММД если мальчику 16 лет. Проблемы везде-неусидчивость на уроке ,сам говорит что его к 3 паре уже "штырит", головные боли, не может рано в 21-22 часа ,уснуть и т. д. помогите пожалуйста советом
Стоп! Мой ребёнок усваивает матерьял школьной программы!Один из лутших учеников ! А вот сидеть смирно не может!Он и из под парты повторит о чём говорит учитель! Но не всилах сидеть со сложенными руками! И ещё мы ходим на дополнительные занятия( групповые) там не требуют строгого сидения за столом ,можно встать пройтись!И знаете он там ещё и вопросы задаёт! на которые не всегда сразу преподаватель может дать полный ответ! и они договариваються поискать ответ и наследующем занятии друг друга дополнить! А вот в школе задавать вопросы он боится,говорит что Вера Ивановна только орать может! Думаю что вы ошибаетесь! Да муж говорит что он бы не выдержал если бы ему сказали не шевилиться: сошёл с ума! Они у меня моторы: всё должно делаться быстро , что бы везде успеть! Я подумываю о дистанционном обучении...........
Спасибо!!! Прямо про про нашу, как её называет учитель, ртуть!!!
у меня ребёнок не имел родовых травм и послеродовых на головные боли не жалуется! Однако мальчишка достаточно подвижный не агрессивный! А вот высидеть урок не может спокойно:при этом большую часть матерьяла запоминает в школе успевая посидеть и под партой и поиграть и девчёнок за косички подёргать! Учитель уже при первом знакомстве диагноз поставила и рекомендовала обратиться к врачу про пить лекарства! Врач обозвал меня дурой! Рекомендовал любить сильней ребёнка!и не морочить голову не себе не ему!У меня сын! как быть в этом случае?Учителя он сильно раздражает !(другой школы нет и учителя то же) Да и ребёнок начал терять интерес к школе!!!
Евгения, ММД возникает не только из-за родовых травм, есть много разных причин.Врач за 5 минут обследования не может заметить то, чтовидит учитель за время урока. Поэтому, если идете к врачу, попросите учителя написать ее жалобы, замечания по поведению и учебе ребенка. Тогда врач сможет более точно определить проблему и помочь Вам. Лучше поискать врача-невролога, который занимается ММД. Решать эту проблему надо сразу, как заметили, потом будет все труднее и труднее. Желаю Вам успехов и терпения.
По вашему получается учитель может медицинский диагноз за 5минут поставить,а доктор со стажем нет? Ребёнку просто надо играть его надо увлекать а не стращать и ненавидеть! Всё лечиться любовью!И если диагноз поставлен по медицинским показаниям учитель не вправе оглашатьего перед всеми родителями! тем более унижать ребёнка и родителей!А мальчишки должны быть подвижными энергичными! Тогда из них выростут мужчины а не компьютерные черви!
Евгения, а я и не говорила, что учитель ставит диагноз! Это дело медиков. Диагноз, поставленный врачами, не оглашается перед всеми родителями, как Вы говорите, но учителю надо его знать для того, чтобы правильно работать с ребенком.
К сожалению, не все лечится любовью и любовь тоже бывает разная. Очень часто родители из благих побуждений наносят ребенку вред, слишком перегружая его занятиями или не замечая некоторых проблем со здоровьем. А перед глазами учителя проходят десятки таких учеников и ему легко увидеть, к чему приведут те или иные ситуации, как это может отразится на состоянии и обучении ребенка.
Дети, конечно, должны играть, должны быть подвижными и энергичными, в то же время они должны понимать слово "можно" и "нельзя", и уметь владеть своими желаниями.
Согласна с Евгенией (считаю, Вам повезло с врачом).
Татьяна, если Вы интересуетесь этой проблемой, то наверняка читали мнение многих психологов, что ребенок в полной мере становится способен контролировать свое поведение примерно к 10 годам (у Вас тоже прозвучал этот возраст) и без всяких ноотропов!
Кроме того, Вы пишете о диагнозе ММД (уверена, что этот диагноз существует только о в России), который выявлен у 40% детей, а если учесть, что не все дети обследованы, то эта цифра может быть и выше. Так вот, признак, который присущ 40-50 процентам детей, не может быть диагнозом! Это один из вариантов нормы!
Я понимаю, что учителям удобнее работать с молчаливыми неподвижными учениками, но это маленькие дети и в работе с ними есть своя специфика.
Мария, синдром дефицита внимания, о котором мы говорим, существует не только в России, но и во всех других странах, только называться он может немного по-другому. Я не буду говорить об этом синдроме, это дело медиков. Я могу сказать только об этой проблеме со стороны учителя. К сожалению, далеко не всегда ребенок может "перерасти" эту проблему. Если не обращать внимания и считать это нормой, то мы получаем проблемных учеников и в старшей школе, что сейчас и происходит.
Мария, здесь дело не в послушности и активности, как Вы говорите, а в возможности самого ребенка усваивать материал. И учителю хочется работать с теми детьми, которые могут воспринимать информацию адекватно, могут работать хотя бы 20-30 минут. Дети с СДВ этого не могут! У них период работоспособности составляет 5-10 минут. А урок длится 45 минут! Что можно понять, выучить и отработать за 10 минут? НИ-ЧЕ-ГО. Вот потому-то дети с СДВГ учатся плохо и доставляют массу проблем не только учителю, но и родителям. И если родители хотят помочь своему ребенку, они обязательно будут соблюдать рекомендации невролога. Если обратить внимание на эту проблему в начальной школе, то ее можно преодолеть.