Нужны ли детям загадки?
А вы загадываете ребенку загадки? Если ребенок дошкольник - то чаще всего он слышит загадки в детском саду на занятиях или вместе с мамой читает книжки цикла "Загадки-отгадки". Школьники встречаются с загадками на уроках, а вот дома, к сожалению, сталкиваются с ними достаточно редко. Многие взрослые считают загадку просто игрой, развлечением. Так ли это на самом деле? Нужны ли школьникам загадки?
Загадка занимает особое место в развитии мышления ребенка, причем, не только дошкольника. В последнее время многие учителя отмечают, что большинство школьников плохо отгадывают загадки.
Разгадывание загадок - это прекрасная гимнастика для мозга, развивающая логическое мышление,
Загадка отличается от других логических задач тем, что здесь необходимо отгадать описываемый предмет, причем, рассматривать надо не буквально, а образно или широко. Необходимо сравнивать, сопоставлять характеристики предмета, припоминать знакомые явления, находить сходства и отличия, уметь составлять целое из различных признаков. Таким образом, разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Именно поэтому загадка - не просто забава для ребенка, а средство формирования интеллекта.
Попробуйте загадать эти загадки школьнику. Справится?
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (река)
Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает. (море)
Практика показывает, что далеко не все третьеклассники и даже четвероклассники могут отгадать подобные загадки. И не удивительно. В этих загадках нет прямых признаков предмета, они завуалированы, показаны образно. И такие загадки особенно трудны но очень полезны.
Сейчас, благодаря Интернету, любую информацию можно получить быстро и в неограниченном объеме. И это значительно расширяет наши возможности. Найдите различные загадки и загадывайте ребенку как можно чаще. Но только не стоит подсказывать сразу, как только ребенок попросил. Пусть подумает сам. Можно сначала подсказать, к какому типу слов или явлений относится отгадка. Например, в этих загадках, можно сказать, что это неживая природа. А дальше побуждайте ребенка анализировать признаки и сравнивать их со знакомыми явлениями.
Например, в первой загадке можно спросить, что бежит до моря. Понятно, что до моря могут бежать и животные, и люди. А без ног что может бежать? И так, с помощью наводящих вопросов, можно подвести ребенка к правильному ответу.
Часто встречаются сборники загадок, где отгадки уже нарисованы в виде картинок или даже написаны. На первых порах, пока ребенок маленький, это даже хорошо. Вы учите сравнивать загадку и картинки, находя общие признаки. А вот в старшем дошкольном возрасте лучше уже загадывать загадки без зрительной опоры, на слух. Таким образом, вы усложняете задачу для ребенка и заставляете мозг работать на полную мощность.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный образ какого-то предмета. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, учит детей рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, т.е. развивает логическое мышление.
Предложите ребенку отгадать.
Какое море за селом Волнует ветерок? В нем волны можно собирать, Укладывать в мешок . (Поле) |
Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник) |
Толстая улитка, Черная накидка, По небу ползет, Воду везет. (Туча) |
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) |
Бежал по тропке луговой Кивали маки головой. Бежал по речке голубой — Речка сделалась рябой. (Ветер) |
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик — в роднике, А широкий — в море. (Речка) |
Последние 7-8 лет дети с большим трудом разгадывают загадки. Загадки создают игровой настрой, глаза у детей загораются. Загадки НУЖНЫ! Дети пробуют сами составлять загадки. Вот здесь простор для творчества!
Детям нужны загатки они развивают логику, учат розсуждать.
Конечно нужны. Они заставляют думать и размышлять