Как «Эхо» развивает фонематический слух?
О необходимости развивать фонематический слух ребенка уже говорилось и не раз. Развивать фонематический слух ребенка нужно для того, чтобы он легко мог выделять в потоке речи отдельные звуки.
Как Вы понимаете, это умение просто необходимо для учебы в школе. Дети, которые испытывают трудности с выделением отдельных звуков, не смогут в школе написать диктант, как бы ни старались. А, значит, и учиться им будет трудно, ведь диктант – одна из традиционных форм проверки умений ребенка по языку. К сожалению, сейчас все больше и больше детей приходят в школу с различными нарушениями речи, с неразвитым фонематическим слухом, отсюда и такое большое количество учеников, которые при написании диктанта допускают по несколько ошибок в одном слове.
Как же развивать этот фонематический слух?
Прежде всего, хочу отметить, что непосредственно развитием фонематического слуха начинают заниматься после 4 лет. Различные упражнения в звукоподражании уже являются началом формирования фонематического слуха. А в 5-6 лет уже надо применять упражнения, нацеленные на умение выделять отдельные звуки и слоги. Таких упражнений множество и выглядят они, как игра. Поэтому ребенку мы и предлагаем различные игры, подразумевая специальные упражнения.
Спросите ребенка лет 5-6, какая буква первая в слове «белка»? Что Вы услышите? Что первая буква – «БЕ». Не спешите исправлять ребенка, ведь он сказал так, как услышал. Дело в том, что согласный и гласный образуют практически единое целое – слог-слияние и ребенку очень трудно на слух разделить эти звуки. Поэтому сначала лучше и легче учить слышать слоги-слияния. Для этого можно просто играть в игру «Эхо».
Для начала стоит рассказать малышу про эхо и по возможности продемонстрировать это в пустом помещении или в горах. Можно рассказать стихотворение
Как же так? …так, так.
Не пойму никак!…как, как,
Почему,
Что за слово ни скажу –
Прозвучит оно в горах
И в лесах? ... ах, ах.
Говорят, что это – эхо,
Словно голос (вот потеха!)
Убежал, улетел,
Отскочил и сам запел!
Я над эхом подшучу:
Сяду тихо, помолчу.
А потом распределить роли в игре: взрослый будет просто взрослым, а ребенок - Эхо. Это Эхо повторяет только последний слог в слове. Даже не обязательно учить сначала делению слова на слоги. Надо просто сказать, что Эхо повторяет конец или «хвостик» слова, не уточняя, что это слог. И слова подбирать такие, чтобы оно заканчивалось на слог-слияние: мо-ре, кар-та, мо-ло-ко.
Эта игра не требует определенных условий и играть в нее надо между делом, когда есть свободные 3-5 минут и ребенок расположен поиграть: в транспорте, по дороге, на остановке.
Конечно, все время быть Эхом ребенок не захочет. Через некоторое время он предложит эту роль Вам. И правильно, надо же меняться, чтобы было все по-честному.
И теперь, когда Эхо стало большим, вы, кроме фонематического слуха, будете проверять и развивать еще и внимание ребенка, и умение контролировать ситуацию. Дети поначалу не понимают, что надо контролировать выполнение задания и часто даже не слушают ответ. Значит, надо их учить контролировать себя и других.
Иногда, выполняя роль Эхо, стоит допускать ошибки и называть не совсем правильно «хвостик» слова. Можно парную согласную в слоге заменять своей парой, или произносить близкий гласный звук. Например, в слове «коза» сказать «СА», в слове «море», назвать «РЮ».
Вроде бы пустяки, но это очень важные для ребенка моменты. Играя в такие игры хотя бы изредка, мы развиваем его фонематический слух – важное умение при поступлении в школу и приучаем ребенка контролировать себя и других, развиваем внимание ребенка.
Вот такие простые, но очень важные для развития ребенка игры и упражнения Вы узнаете на тренинге «Скоро в школу? Игровая подготовка за лето».
А какие игры для развития фонематического слуха используете Вы? Поделитесь своим опытом.
Спасибо за игру, у нас тоже проблема с фонематическим слухом. Сын начал повторять слова только в 3,5 года, до этого только на своём языке изъяснялся.
Если у ребёнка есть музыкальный слух, то и фонематический существует.
Совершенно не обязательно. Музыкальный слух и фонематический слух - два берега одной реки. Вот, что написано на медицинском портале:
"Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов."
Спасибо за игру! Взяла на заметку.
А игра так и не открылась! Как же быть?
Татьяна, раз кнопочки не срабатывают, открываю игру для всех. Играйте!!!
Я"дернула за веревочку","твитнула",но ничего не открылось.
Татьяна, иногда надо кликнуть 2-3 раза. Попробуйте еще кликнуть по другим кнопочкам.
И где же игра "Эхо"?
Зоя, помните, как в сказке: "Дерни за веревочку, дверь и откроется"? Так и здесь. Нажмите на одну из кнопочек, игра и откроется.
да уж, очень полезная информация, тоже фонематический слух не развивали...а зря
и спасибо за такой материал!
Вы такие важные вопросы поднимаете, большое вам спасибо. Это просто надо знать.
К своему стыду, вообще никогда не слышала о таком
. Теперь хоть буду знать)
Для того я и пишу, чтобы родители знали, как помочь своему ребенку учиться.
Вот потому и иностранные языки многим "на даются", что фонематический слух не развит.
И не только иностранные...