Подготовка к школе. Важный момент, о котором мало кто знает.
Вы, конечно, не раз слышали, что необходимо работать над развитием речи ребенка еще до школы. Как правило, мы понимаем, что надо расширять активный словарь ребенка, учить малыша использовать в речи не только существительные и глаголы, но и другие части речи, строить распространенные предложения. Но это, оказывается, не все.
Когда мы говорим о развитии речи, то имеем в виду внешнюю, громкую речь. И мало кто догадывается, что есть еще внутренняя речь. Мы ее не слышим и, соответственно, не замечаем роль внутренней речи в поведении и развитии ребенка. А роль ее огромна. Формирование внутренней речи – это и есть тот очень важный момент подготовки к школе, о котором многие даже не догадываются. А потом удивляются, что ребенок плохо учится.
Наверняка в вашей жизни были ситуации, когда Вы сказали ребенку что-то сделать, прошло уже минут 15-20, а он ничего не сделал. И на ваше замечание он может искренне удивиться: «А что надо было сделать?»
В домашних условиях это не очень бросается в глаза, а вот в детском саду и школе такие дети часто получают замечания за то, что сделали не так или вообще ничего не сделали.
В классе учитель объясняет ученикам, что надо написать, к примеру, слово «Задача». Только учитель замолчал и тут же поднимается рука: «Что делать?» Учитель повторяет объяснение второй раз. Этому ребенку понятно. Но, даже не дав договорить учителю, раздается возглас: «А где писать?» Как Вы думаете, сколько раз учитель сможет объяснить одно и то же? Возможно, мог бы и много раз, но урок не резиновый и, кроме написания слова «Задача», есть еще много работы, которую надо успеть выполнить.
А что же делает тот ученик, который не получил ответ на свой вопрос, потому что это был уже 5-6 совершенно одинаковый вопрос? Естественно, пока он посмотрит в соседскую тетрадь, спросит у другого соседа и, наконец-то, соберется писать, дети уже закончат решать эту задачу. Всем понятно, что такой ученик хорошо учиться сможет наврядли. А вот замечания будет получать с завидной регулярностью.
Почему так происходит, ведь ребенок слышит хорошо?
Оказывается, кроме громкой речи, у каждого человека есть еще и внутренняя речь, иногда мы называем ее внутренний голос. Когда мы получаем инструкцию, то этот голос диктует нам каждое действие, которое надо сделать, и тогда мы выполняем работу без проблем. У детей часто бывает по-другому. Пока ребенок слышит инструкцию, ему все понятно. Но как только голос замолчал, у ребенка в голове воцарилась тишина. Его внутренний голос повторить ничего не может или только какую-то часть инструкции. Вот и сидит ребенок, не знает, что ему делать.
Даже если Ваш ребенок очень хорошо подготовлен к школе, все умеет и все знает, это не является показателем сформированности внутренней речи. Когда у ребенка внутренняя речь развита хорошо, он может все действия делать молча. А вот если ребенок все свои действия говорит вслух, если все его мысли у него на языке, значит, внутренняя речь еще не развита. Что очень сильно затруднит его работу в школе.
Формирование внутренней речи – это очень длительный процесс, который зависит от многих составляющих. И по мановению волшебной палочки или приказу родителей она не сформируется. В то же время, при подготовке к школе стоит обратить особое внимание на этот вопрос.
Возьмите на вооружение несколько простых приемов, которые помогут ребенку в формировании его внутренней речи и станут хорошей учебной привычкой.
При подготовке к школе надо обращать внимание не столько на багаж знаний, сколько на развитие способностей ребенка. И формирование внутренней речи стоит на одной ступеньке с памятью и вниманием.
Скоро вебинар для родителей «Скоро в школу? Как подготовить к школе без лишних проблем?»
Минутка позитива для Вас!
-
Игры с пуговицами для детей
-
Книга для подготовки детей к школе
-
Как выбрать школу: долой сомнения давай СоМнения!
-
Психологическая подготовка к школе
-
Подготовка ребенка к школе.
-
Уж сколько раз твердили миру… (И снова о подготовке к школе)
-
Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли бояться?
-
Если ребенок «зеркалит» буквы.
А у нас с пяти лет дети в школу идут и к этому возрасту еще не все нормально говорят, да и психика , как мне кажется не у всех готова к таким нагрузкам.
Когда у ребенка внутренняя речь развита хорошо, он может все действия делать молча. А вот если ребенок все свои действия говорит вслух, если все его мысли у него на языке, значит, внутренняя речь еще не развита.
Не знала о внутренней речи ничего...
Очень заинтересовалась.
Галина, это в самом деле очень важный момент, от которого зависит и учеба и поведение ребенка.
Мы как раз в процессе подготовки - через два годика младший в школу пойдёт. Так что - спасибо за советы)
Племянница в этом году в школу идёт, так волнуемся всей семьёй.. программа такая, что лета у ребёнка почти не будет, сплошные занятия.. так жалко почему-то сейчас малышей, гонят их как на марафоне каком-то.. а когда же детству быть?.. (пардон, мысли вслух)))
Зачем же летом мучить ребенка? Перед трудной работой в 1 классе. ребенку надо отдохнуть, наиграться, набегаться, чтобы потом было желание и силы учиться. А не заниматься в том смысле, как Вы говорите. Есть более важные моменты, о которых все забывают, усаживая малышей на занятия. А жаль. Вот об этом на тренинге и пойдет речь.
Мы период подготовки к школе уже прошли год назад... Но всё равно было очень интересно почитать!
Часто родители считают, что все должно идти "по накатанной", как будет... А наши маленькие ошибки вырастают для ребенка в большие проблемы в будущем. По этой причине меня интересуют психологические тонкости воспитания и развития ребенка, а подобные статьи считаю очень полезными. Спасибо.
Как у Вас интересно!.. Рада знакомству, буду читать с удовольствием!.. ))
Валерия, рада знакомству. С вашим "Сундучком с приколами" не соскучишься!
Большое спасибо!!!О формировании внутренней речи - не знала...
А когда планируеться вебинар? А то скоро отпуск...
Татьяна, тренинг по подготовке к школе с 23 июня. Бонусы ловите на почте.
Спасибо, действительно, такое происходит с нашим ребенком,пока говоришь слышит, как перестанешь говорить уже забыла.
Галина, так бывает у многих детей. Учите повторять за Вами и комментировать свои действия. И ребенок научится слышать и делать. Желаю удачи!
Спасибо! В этом году в первый класс
Светлана, не переживайте. Это не так страшно, если правильно ко всему относиться. Удачи!
Добрый вечер, Татьяна!
Надеюсь я правильно поняла...)))
http://aleksey-shish.livejournal.com/23779.html
http://www.facebook.com/razvitie.spelenok
http://my.mail.ru/mail/oksana-moymir/#page=/?
вот три ссылки
А еще тут https://twitter.com/#!/Aleksey_Shish
Наталья
Наталья, бонусы высланы Вам на почту. О дате вебинара сообщу в письме, если Вы оставили свои данные.
Татьяна, мы хоть в этом году не идем в школу, но я подписалась. Потому как эти знания необходимы.
Ольга, рада буду Вас видеть. Информация полезна в любом случае, даже если малыш еще в школу не идет.
Спасибо! Очень важно обратить на это внимание родителей до школы. Жаль, что проблема чаще вызывает раздражение родителей, чем активность по исправлению ситуации.
Только страдают от этого непонимания дети. А все можно исправить, если работать родителям вместе с учителем.
Важный, но родители очень часто его не замечают. Ведь проявляется это тогда, когда родителей нет рядом - в детском саду и на уроках.
К сожалению, сейчас все больше и больше детей приходят в школу с неразвитой внутренней речью. Отсюда и сложности с поведением и обучением. Все очень тесно взаимосвязано.