Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка.
Начиная готовить руку к письму, многие родители сталкиваются с трудностями определения ведущей руки ребенка. И тут возникает множество вопросов: Правша или левша? Надо ли переучивать левшу? Что будет, если мой ребенок – левша?
При подготовке руки к письму необходимо сначала определить ведущую руку ребенка, а потом уже учить его правильно работать этой рукой. У большинства детей ведущей является правая рука и ребенок все активные действия выполняет именно правой рукой. Но есть дети, которые вырезают левой рукой, а рисуют – правой, ложку держат левой рукой, а кубики складывают – правой. В таком случае, конечно, надо определить, какая же рука у ребенка ведущая.
Что будет, если левшу научить писать правой рукой? - спрашивают родители. Неправильное определение ведущей руки пагубно сказывается на развитии и состоянии ребенка. Переученные левши отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, капризами и проблемами в поведении. Чтобы этого избежать, в возрасте 4-5 лет необходимо определить ведущую руку ребенка. Как определить, кто ваш ребенок - правша или левша?
Вы можете протестировать ребенка самостоятельно с помощью несложных тестов и своих наблюдений, определить руку ребенка. Если все-таки возникают сомнения и вы не можете определить, какой же рукой ребенку лучше писать, то необходимо обратиться к психологу, который поможет вам и даст какие-то рекомендации по развитию ребенка.
По мнению психологов руку ребенка можно определять с 4-5 лет. Все тесты выполняются легко и быстро, без какой-либо подготовки ребенка. Важно определить, какой рукой ребенку удобнее работать без вмешательства взрослого. Причем, наиболее информативными оказываются незнакомые ребенку действия, т.е. такие, которые он ранее не делал.
Когда мы начинаем учить ребенка каким-то действиям, то вкладываем предметы в правую руку: ложку даем в правую руку, чашку, карандаш тоже. И ребенок, даже если он левша, привыкает держать эти предметы в правой руке. Но работать этой рукой леворукому ребенку трудно. Поэтому, проводя тесты, мы не напоминаем, как держать предметы, не стоит говорить, что будем определять руку или что-то подобное.
Мы предлагаем ребенку просто поиграть, причем, напоминаем, что делать надо так, как ему удобнее. А затем предлагаем ребенку быстро выполнить несколько заданий, фиксируя, какую руку ребенок использует более активно. Для этой цели удобно сделать табличку, в которую заносить результаты наблюдений. Например, если правая рука использовалась, то пишем П, левая – Л, обе – О.
Простые тесты для определения ведущей руки ребенка
Сделай замок. Попросите ребенка соединить ладони в замок. У левшей сверху будет большой палец левой руки.
Закрути крышку. Предложите ребенку закрутить крышки на 2-3 бутылочках. Ведущая рука будет закручивать.
Вырезать фигуру по контуру. Предложите ребенку вырезать круг, квадрат или другую фигуру. Ведущая рука держит ножницы.
Собери бусы. Надо на нитку или шнурок нанизать бусины или пуговицы. Ведущая рука выполняет более активные действия.
Намотай нитку на катушку. Ведущая рука наматывает.
Разложи карточки. Наблюдайте, какой рукой ребенок раздает.
Закрыть и открыть молнию на сумке. Ведущая рука будет двигать ползунок.
Возьми стакан и выпей воды. Обратите внмание, какой рукой ребенок взял стакан.
Перемешай ложкой сахар в чашке или песок в песочнице.
Найди спичку с обломанным кончиком в коробках. Заметьте, какой рукой ребенок открывает и закрывает коробки.
Сложи узор по образцу из палочек, пуговиц или фигурок. Ведущая рука будет брать фигуры и выкладывать их.
Нарисуй предмет. Чтобы уточнить, какой рукой ребенку легче выполнять графические действия, предложите ему нарисовать что-то очень простое правой рукой, а потом - левой. Сравните рисунки.
Рисование с закрытыми глазами. Дайте ребенку карандаши в обе руки и предложите ребенку нарисовать круг, квадрат, треугольник сразу двумя руками с закрытыми глазами. Обратите внимание на качество рисунков. Ведущая рука нарисует более четкие линии и правильные соединения.
Остались сомнения? Предложите постучать указательным пальчиком по столу. 10 секунд надо стучать пальчиком правой руки, затем еще 10 секунд – левой. И так 3 раза. Вы фиксируете, сколько ударов сделал ребенок каждой рукой, а затем находите среднее значение для правой руки и левой. Ведущая рука обладает более высокой скоростью.
Записывая результаты всех тестов в таблицу, вы увидите, какую руку ребенок выбирал чаще. Вот эта рука и будет ведущей, эту руку и будем готовить к письму.
Ваш ребенок – левша? Не стоит огорчаться и переживать по этому поводу. Надо только учесть особенности ребенка и всячески ему помогать. Для этого есть специальные ручки и ножницы для левшей.
Если же вас еще остались сомнения, обратитесь к психологу и специалист поможет вам наверняка определить ведущую руку ребенка и подскажет что и как развивать.
-
Игры с пуговицами для детей
-
Книга для подготовки детей к школе
-
Как выбрать школу: долой сомнения давай СоМнения!
-
Психологическая подготовка к школе
-
Подготовка ребенка к школе.
-
Уж сколько раз твердили миру… (И снова о подготовке к школе)
-
Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли бояться?
-
Если ребенок «зеркалит» буквы.
Мы ходили к нейропсихологу и у сына вот так определяли ведущую руку : http://vps-psycho.host4g.ru/?page_id=130 И в результате говорили, на сколько баллов он праворукий и на сколько баллов леворукий, а не просто правша или левша.
Лариса, есть много разных тестов для определения руки. Но многие тесты правильно прочитать могут только специалисты. Мы же, как родители, определяем самым простым и удобным способом.
Я за то, чтобы левшей учили писать правой рукой.
Почему? Потому что у них скорость письма в 2 раза ниже - это раз. Пишут они практически по 1 букве (пока выведут, пока передвинут всю руку...) и поэтому тормозят работу всего класса.
2 - Когда они пишут, то закрывают написанное или еще на стадии письма работу самой рукой.
Трудность заключается в обучении здесь, что ребенку надо постоянно в голове держать что он пишет. Он не видит текст, не может его прочитать. Если будет читать, то не будет писать.
Я за правшей. Да и в стране у нас в основном все сделано под правшей.
У меня в классе 2 мальчика, у которых родители оба правши. Как ребенок стал левшой???????????????
Марина, в этом вопросе никто нашего желания не спрашивает. Мозг развивается по своим законам, а нам надо это учитывать и не вредить развитию ребенка. При переучивании левши нарушается нормальное для него функционарование полушарий и страдает не только интеллект, но и эмоциональная сфера. Дети-левши пишут с такой же скоростью, как и праворукие дети, которые тоже могут писать медленно. А чтобы левша видел то, что он пишет, ему надо просто держать руку по-другому. И это настолько мизерное неудобство, к которому ребенок быстро привыкает, что не стоит обращать на него внимания. Еще раз повторю: все специалисты по развитию мозга - психологи, нейропсихологи, нейрофизиологи считают, что нельзя переучивать левшу.
А как быть, если у ребенка парез правой руки? Вынужденный он левша или настоящий?
Заочно, через Интернет, такие заключения не даются. Вам лучше проконсультироваться с психологом, чтобы точно определить и получить рекомендации по работе с ребенком.
Информативная статья.
В последние голы левшей становится всё больше.И я ещё с удивлением вижу,что всё больше детей работают на уроке и правой и левой попеременно.
Я тоже это замечаю. В каждом классе уже не один ребенок - левша, а 3-4-5. Возможно, так получается потому, что сейчас левшу не переучивают, как раньше, а позволяют развиваться, как задумано природой. Именно поэтому важно вовремя определить левшество и правильно помочь ребенку.
Эти дети могут быть амбидекстрами. Или с неопределившейся латералитой. Последнее не есть хорошо.