Если ребенок «зеркалит» буквы.
Если ваш ребенок -дошкольник писал какие-нибудь записки, то вы, возможно, замечали, что буквы расположены в беспорядке, некоторые слова или буквы написаны справа налево, т.е. в зеркальном отражении. Когда так пишет дошкольник, родители обычно посмеются и все. А если школьник станет писать в обратном направлении, зеркалить буквы, то тут уже не до смеха. Ребенок получает замечания и от учителя, и от родителей, но все равно пишет неправильно. Почему же так происходит?
Феномен зеркальных движений был описан еще в XIX веке, но до сих пор нет единственного правильно объяснения этого явления. Ученые считают, что причиной зеркального письма может стать нарушение зрительно-пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторной координации или даже проявление речевого расстройства. Отмечают, что часто зеркальное письмо проявляется у левшей.
Проявление зеркального письма встречается часто в возрасте 5-7 лет, когда пространственное восприятие еще не развито достаточно, на этапе знакомства с написанием букв. Со временем это явление должно пройти и ребенок будет писать буквы правильно. Но, конечно, чем раньше ребенок избавится от этого затруднения, тем лучше будет для него самого.
Уже в дошкольном возрасте мы можем увидеть предпосылки зеркального письма и помочь ребенку заранее преодолеть эту проблему. Один из способов диагностики такой: возьмите два карандаша, один из них положите на столе в вертикальном направлении, а второй приложите к нему с правой стороны под прямым углом. Попросите ребенка проделать то же самое с двумя другими карандашами, опираясь на образец. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть зеркально. Такую ошибку он способен совершить и в процессе копирования простых фигур. Если ребенок неправильно выложил карандаши, палочки, нарисовал фигуры, то, скорее всего, и буквы он будет писать неправильно.
Многие взрослые считают, что надо заранее научить ребенка писать буквы, чтобы в школе он писал красиво и правильно. Отнюдь. Прежде, чем учить писать буквы, необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве, крепко-накрепко выучить право и лево, уметь копировать различные рисунки и фигуры. Если с такими заданиями ребенок справляется верно, то трудностей с написанием букв у него не будет.
С чего начнем? Начинать надо с закрепления понятия право-лево, верх-низ. Нам кажется, что это очень просто и наш малыш прекрасно знает, где у него правая и левая рука. Если знает, это очень хорошо. Но можно знать, где правая рука и не уметь определить местоположение предмета. Для того, чтобы закрепить понятия право-лево, верх-низ, надо как можно чаще создавать ситуации, в которых это требуется сделать.
Например, даете ребенку ложку и говорите "Положи ложку справа (слева) от чашки". Или берете любые палочки и предлагаете ребенку их выложить так, как вы сказали. А сами даете разные задания - положи справа, положи выше, положи выше синей палочки и т.д. Удобно использовать геометрические фигуры разного цвета и давать самые различные задания и на форму предмета, и на размер, и на цвет. Для этих игр можно использовать и любой подручный материал: пуговички, крышечки, камушки, счетные палочки и прищепки. С помощью таких нехитрых заданий мы учим ребенка легко и быстро определять право-лево.
Если вы замечаете, что ребенок пишет буквы или рисует зеркально, следует приложить максимум усилий на развитие зрительно-пространственного восприятия, координации движений, умения ориентироваться в пространстве и на бумаге.
Подробнее пойдет речь на вебинаре "Скоро в школу? Как подготовить к школе без лишних хлопот?"
-
Игры с пуговицами для детей
-
Книга для подготовки детей к школе
-
Как выбрать школу: долой сомнения давай СоМнения!
-
Психологическая подготовка к школе
-
Подготовка ребенка к школе.
-
Уж сколько раз твердили миру… (И снова о подготовке к школе)
-
Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли бояться?
-
Что мы не знаем о готовности к школе?
В 9-ом классе, на диктанте, учитель контролируя написанное долго скакала вокруг меня. То спереди станет, то сзади, пытаясь прочитать только что продиктованное... Потом спросила - Ты понимаешь что пишешь ?
Сказал, что можно прочитать в зеркало , поставленное сбоку слева или справа от текста, на полях..
Оставлял записки дочери, в тайне от мамы (в открытую)..
Пишу от руки записку и бросаю на самом видном месте.
Маля приходит и стоя перед зеркалом, показывая себе записку, читает.
Рукописный с приколами почерк в зеркалке страшнее иероглифов.
На просвет читается.
Как научился писать - пишу и читаю в обе стороны, как говорят - зеркально и нормально. (на грязном стекле автобуса снаружи написать "целую", для чтения изнутри). Ну, обычно, чтобы прочитать написанное зеркальное Вы должны развернуться и глядя в зеркало прочитать написанное, за спиной. Переучивать своих левых не нужно. Они без ТЕБЯ знают как это пишется, в Вашем правом восприятии. Может издеваются, чуть...Каждая рука пишет в своём направлении. Левая - в лево, правая - в право, симметрично!!! Он только отмечает в уме , "ВЛЕВО" или "ВПРАВО"... И только.. Сделай рисунок текста.. Разверни его на 180 по горизонтали. Дай прочитать ребёнку, в игровой форме (расколи)... .....Если чуть притормозит, а потом начнёт читать (поначалу медленно).. Можно поиздеваться, строчки - зеркальные-нормальные попеременно в тексте. Да, тут пауза порядка порядка 1- 2 секунд - нормальная, хотя бы на поиск начала строки, слева или справа. ... Если "читает" - зеркалка работает, угадывает буквы - не парся...
У меня на классной доске левый почерк почему то размашисто калиграфический. Красивый. В тетради, ... ну на троечку, по калиграфии. Ручка - не мел. Разворачивать не пробовал, в фотошопе и проч.
Меня в первых классах переучили на правшу. Видео в то время не было... Что то цепляет , а не помню.. Да , писал левой вправо... , вроде.... , (как это?), блин....
Интересная статья, да и сайт в целом. Спасибо.
Хотела подписаться на обновления, но что-то не нашла форму подписки:)