Как воспитать ребенка-оптимиста?
Как жаль, что раньше я этого не знала. Думаю, что многие родители тоже так скажут, когда прочитают эту книгу-инструкцию.
Сейчас очень популярно направление позитивной психологии. И вот недавно мне посчастливилось прочитать книгу Мартина Селигмана «Ребенок –оптимист. Проверенная программа формирования характера» издательства «Манн, Иванов и Фебер», Москва, 2014
Прочитала и поняла, что эту книгу надо прочитать всем родителям, которые хотят вырастить успешного ребенка. Это не просто книга, это - программа действий для родителей по формированию успешного мышления ребенка, оптимистичного восприятия действительности и умения противостоять трудностям жизни.
Мартин Селигман ( 12 августа 1942, Олбани, Нью-Йорк, США) — американский психолог, основоположник позитивной психологии, директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.
Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В процессе исследований он открыл феномен «синдромом выученной беспомощности», который проявляется неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния.
Селигман обнаружил, что не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, продолжали попытки. Именно они и заинтересовали профессора, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так, Селигман пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.
О том, как формировать сознательный оптимизм у детей, М. Селигман и написал в книге «Ребенок – оптимист. Проверенная программа формирования характера».
Книга написана в научно-популярном стиле, но читается на одном дыхании. Множество примеров из практики, которые постоянно приводит автор, помогают лучше понять направление мысли и найти правильное решение в подобной ситуации. Конечно, исследования проводились в Америке, где другой менталитет у людей и несколько иной стиль общения, но подобные ситуации происходят и в нашей жизни практически повсеместно. Поэтому, методика воспитания оптимизма Мартина Селигмана будет прекрасно работать и в нашем обществе.
Среди специалистов-психологов и педагогов существует мнение, что все, что мы делаем, зависит от самооценки человека. И, наверняка, вы слышали, как важно повышать самооценку ребенка. Именно поэтому не ставятся оценки в первом классе, запрещается сравнивать ребенка с кем-то, чтобы пощадить чувства ребенка.
Мартин Селигман в этой книге утверждает, что «придавая значение чувствам в ущерб действиям (контролю ситуации, проявлению упорства, борьбе с огорчениями и скукой, преодолению трудностей и т.д.), родители и учителя воспитывают поколение детей незащищенными перед депрессией». С.34
Сегодня считается, что заниженная самооценка является одной из причин неуспеваемости. Для повышения самооценки ребенку необходимо испытывать моральное удовлетворение, осознавать свою значимость и ценность. А как это возможно, если «не существует эффективной техники обучения моральному удовлетворению без обучения успешным действиям»?
А когда вы обучали своего ребенка успешным действиям в случае возникновения трудностей? По мнению автора книги, помогая ребенку в трудных ситуациях так, как мы обычно это делаем, мы и формируем ту обученную беспомощность, которая не даст возможности ребенку расти самодостаточной личностью.
Мартин Селигман в процессе своих исследований пришел к несколько иному выводу: «Самоуважение – побочный продукт успешности. Если у ребенка есть самоуважение, оно обязательно приведет к новым достижениям».
Чтобы сформировать состояние успешности автор предлагает « два способа действия: превратить пессимизм в оптимизм и сменить ощущение беспомощности на чувство контроля над ситуацией» с. 43
В книге автор дает подробные инструкции по реализации двух этих способов. А для того, чтобы можно было от чего-то оттолкнуться и позже сравнить результаты, в книге даются тесты на определение уровня оптимизма и склонности к депрессии.
Важно, что эти инструкции рассчитаны на родителей и на детей. Вы поэтапно формируете оптимистичный взгляд на жизнь у своего ребенка и сами начинаете думать и действовать оптимистично.
Интересно, что некоторые задания, которые дает автор книги, сделаны в виде комиксов. Ребенок в процессе занятия рассматривает и дорисовывает картинки, еще лучше проникает в мысли и чувства героя, учится вставать на место другого и выражать свои мысли и чувства словами. Согласитесь, что такое не каждому взрослому по плечу.
Очень важной, на мой взгляд, является глава Как развить социальные навыки ребенка. Здесь автор очень доходчиво и просто показывает, как можно научить общению со сверстниками и умению решать проблемы. Кстати, 5-шаговый алгоритм решения проблем одинаково успешно подойдет и взрослым, и детям.
Предвидя возражения «Мой ребенок и так успешно общается с другими», хочу отметить, что очень многие ссоры, обиды, неприятности в коллективе детей возникают именно потому, что ребенок не умеет правильно общаться. Помните, сколько раз приходил ваш школьник со слезами потому, что его кто-то обидел, дразнили в школе, отругали, по его мнению, ни за что. А ведь многих таких неприятных ситуаций можно избежать, если научить ребенка этому 5-шаговому алгоритму.
Мартин Селигман дает готовую программу, прежде всего родителям, благодаря которой можно воспитать ребенка –оптимиста, ребенка, который получит «прививку от депрессии», что обеспечит его успешность и во взрослой жизни.
Эта книга будет очень полезна учителям, психологам и родителям. Благодаря этой программе взрослые покажут ребенку, что результат любого действия или события зависит, прежде всего, от его мыслей, научат его эффективно действовать в любой ситуации. «Прививая своему ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. Вы формируете у него активную жизненную позицию, которая не позволит покорно подчиняться обстоятельствам.» с.318
Рекомендую! "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" М.Селигман
-
Правовые знания детям
-
Быть на стороне своего ребенка.
-
Картина маслом — опять двойка.
-
Гениальный ребенок. Кому это надо?
-
Важность прогулки для обучения и развития ребенка
-
Чем меня удивил кинолог? Или чего не хватает нашим детям для успешного обучения?
-
Школы Испании.
-
О китайской системе образования или сила мотивации.
Срочно нужно покупать эту книгу!
У взрослых порыв -все бросить и бежать- после неудач бывает часто, а детям с таким настроением вообще не справиться! Обязательно нужно этому научить ребенка, если хотим сделать его успешным!