Как пословицы и поговорки учат читать?
Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки, украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка, учит читать, замечать и понимать скрытый подтекст слов. Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. Пословицы и поговорки помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство – антиципацию или предугадывание.
В нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты. И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше. Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?
Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки, то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.
Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.
Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?
Ремонт.
Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.
Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.
Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные незнакомые слова.
Склей половинки.
Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики» по очереди. Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону. Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.
Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.
Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело, и в то же время, они очень полезны для развития быстрого чтения ребенка.
Много интересных пословиц вы можете найти на странице Мудрость народа.
Хотите научить ребенка читать быстро? Используйте разные игры и игровые упражнения. На таких игровых упражнениях построены задания в рабочей тетради Читалочка.
Хорошие советы!
Классные советы! С пословицей напополам - отличная идея. По словам может и сложновато.
У старшего сына, когда мы учили буквы была азбука, где на каждую букву обязательно была поговорка, пословица или скороговорка и вот только теперь я узнала насколько это важно. Хорошо, что эта азбука дожила и до младшего ребёнка 🙂