Упражнение «Скорый поезд»

12.09.2011

Если Вы внимательно понаблюдаете, как Вы читаете вслух, то сможете заметить, что глаза движутся по строчке гораздо быстрее, чем произносится слово. Взгляд опережает произношение на несколько знаков. Т.е. когда Вы произносите первое слово, глаза уже видят и читают 3-ье или 4-ое слово.

Ребенок еще не владеет этим навыком, и он может проговаривать только то, что видит.  Научите его глазки опережать проговаривание, и чтение станет заметно быстрее.

Для  упражнения «Скорый поезд» многого не надо. Все, что понадобится – это текст, который надо прочитать, линейка или закладка (желательно без картинок и непрозрачная). Удобнее, когда взрослый садится слева от ребенка.

Ребенку объясняем, что линейка или закладка – это скорый поезд, который движется быстро и без остановок. Постарайся глазками бежать впереди  поезда.

Взрослый кладет эту линейку на ту строку, которую читает ребенок и закрывает буквы строки быстрее, чем ребенок их произнесет с опережением на 3-4 буквы.  Если ребенок не может вспомнить, что уже закрыто, застрял, то поезд может немного вернуться и быстро поехать дальше. На первых порах возвращаться придется часто и по нескольку раз. Но в процессе тренировки этот навык развивается, и через некоторое время поезд уже будет опережать на целое слово и даже два.

Это очень хорошее упражнение, но выполнять его надо со взрослым, чтобы контролировать чтение ребенка и помогать ему. Хочу особо отметить, что если ребенок  догадался, что будет дальше, но слово произнес неправильно, надо вернуться и уточнить слово. Если он отгадал или вспомнил, что должно быть дальше правильно, похвалите и предложите проверить, правильно ли он придумал. Так бывает, если текст ребенку знаком или когда встречается пословица, крылатая фраза.

Первое время при выполнении этого упражнения, ребенок может плохо понять смысл прочитанного, потому что он всецело поглощен «гонками», ему надо успеть прочитать, а о понимании речь не шла. Если текст не понят, то можно прочесть его повторно, но уже без "поезда" или помочь уточнить с помощью вопросов.  Такие упражнения, особенно первое время, надо проводить на отдельных тренировочных текстах, легких по строению и не обязательных к пониманию.  Причем, один и тот же текст можно использовать для различных упражнений много раз.

Обратите внимание на размер текста для этого упражнения!!! Хоть и кажется, что в этом задании ничего трудного нет, на самом деле оно требует большого напряжения и ребенок быстро утомляется. Поэтому текст берем очень небольшой. Если ребенок учится в 1 классе, то не больше 2-3 строк крупным шрифтом. Для малышей вообще желательно крупный шрифт. Ученикам 3-4 класса текст, конечно больше по объему, где-то 3-5 строк. Текст лучше брать из произведений для детского чтения, где небольшие и легкие для чтения слова и нет никаких терминов и незнакомых понятий.

Хочу еще раз подчеркнуть, что упражнение быстро утомляет детей. Поэтому читать таким образом очень недолго, (5-15минут), а потом дать более легкое задание или отдых.

Даже если Вы примените хотя бы некоторые упражнения и игры, то результат уже будет.

Пробуйте, применяйте. Будут вопросы, пишите в комментариях.

 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Упражнение «Скорый поезд»"
Перейти к форме комментирования
  1. Уважаемая Татьяна! Бесконечно благодарна Вам за Ваши бесценные вебинары и ( что для меня, например, очень важно, так как время не совпадает ) их повторы. Так много новых интересных идей, пожалуй, нигде больше не найдешь. И особая благодарность за то, что Вы делитесь ими бескорыстно. Чувствуется, как Вы любите детей, с какой заботой Вы относитесь к ним, с каким желанием проводите вебинары, чтобы помочь нам. Еще раз огромное спасибо. Всех Вам благ, а нам столь же интересных и полезных вебинаров.

    • Светлана, благодарю вас за теплые слова. Проект Читалочка и сделан с целью помочь родителям в обучении и развитии детей и мне очень важно, чтобы вы получали много полезностей на страницах сайта и на вебинарах, тренингах.

  2. Татьяна, спасибо за мудрые советы. Мы еще читаем "как диктор" периодически отрывая глаза от текста и возвращаясь к нему; орфографически, т.е. как написано; в темпе скороговорки (30 сек); ооочень выразительно.

  3. Спасибо, обязательно попробуем. Думаю, ребенку будет интересно

  4. Большое спасибо за интересный материал!

  5. Татьяна, ваш сайт просто находка! Очень помогает мне в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Ваша программа по чтению - очень интересна. Вам огромное спасибо за материалы от меня и ребят!

  6. Спасибо! Так интересно, обязательно попробуем, когда дорастем.

  7. Большое спасибо за интересные консультации.

  8. Татьяна , большая Вам благодарность за предоставленные материалы. Хочу спросить о ребенке 6-ти лет. Проблема в том , что ребенок вроде как левша , но не явно выраженный. Пишем буквы наоборот и в другую сторону. Воспитатели говорят , что ребенку трудно воспринимать обучающие упражнения из-за того , что ребенок четко не определился с правой и левой стороной. Не подскажите как можно помочь ребенку определиться. Или же это должно произойти само-собой. Верна ли версия ,что сбои в усваивании материала происходят именно по этой причине?
    Спасибо.

    • Оксана, найдите психолога, наверняка он есть в детском саду, и проконсультируйтесь с ним. Психолог поможет определить ведущую руку ребенка и даст Вам конкретные рекомендации. Учтите, что времени у Вас уже мало, ведь, судя по возрасту, ребенок уже в этом году идет в школу. Так, через Интернет дать рекомендации невозможно. Желаю успехов.

  9. Спасибо, упражнение выполнять первый раз ребенку было сложно, но он быстро втянулся в игру. \\иногда предлагает сам поиграть

  10. Еще я использую рамочку в виде буквы "П", перевернутой горизонтально.

  11. Татьяна, какая Вы молодец! У Вас на сайте море новых для меня идей по обучению чтению! Спасибо!

    • Я очень рада, что мои материалы кому-то помогают. Для этого "Читалочка" и создана. Заходите в гости, делитесь своими идеями.

  12. Упражнение очень эффективное.Когда мы учились читать его применяли. Проверено на практике.

  13. Хорошое упражнение. В свободное время попробуем

  14. Да, все гениальное просто!

    • Вы правы, Лора. Не стоит заморачиваться на чем-то сложном. И простое бывает очень полезным и удобным в применении.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.