Почему так не любят технику чтения?
Если Ваш ребенок учится в школе, то Вы, конечно, вместе с ребенком несколько раз в семестр готовитесь и пишет контрольные, диктанты, самостоятельные работы. Одним из обязательных элементов контроля является и техника чтения ребенка. Но почему же Техника чтения вызывает столько негодования родителей? Никто ведь не возмущается, что дети пишут диктанты или тестовые проверочные работы и получают за них оценки, далеко не всегда те, что хотелось. Почему же техника чтения не пришлась ко двору и так не нравится многим родителям?
Читая письма и комментарии на сайте, встречаешь самые различные мнения о технике чтения. И часто они бывают ошибочные. И в сегодняшней статье я отвечаю на некоторые Ваши вопросы и комментирую ваши высказывания о технике чтения.
"Бедные дети. Эта "техника" приводит только к тому, что ребенок стремится отбарабанить текст, а понять его и запомнить совершенно не может. Отсюда и появляются полуграмотные люди."
Скажите, пожалуйста, вы встречали хорошо читающего человека, который очень неграмотно пишет? Как правило, нет. У человека, который много читает, формируется, так называемое, орфографическое чутье или зрительная память. И такой человек, не зная правил грамматики, напишет слова правильно чисто интуитивно. Вспомните, как учился Максим Горький? Именно чтение большого количества книг помогло сформировать у него высокую грамотность.
Многие ругают технику чтения за то, что стремясь прочитать быстро, ребенок не понимает смысл текста. А вспомните, когда Ваш ребенок только учился читать слова и предложения, он как читал? Практически все сталкивались с тем, что ребенок, прочитав третье-четвертое слово в предложении, совершенно не помнил, что было в начале. И смысл предложения не понимал. Почему так получается? Ведь это не единичный случай, так бывает практически у всех детей.
Дело в том, что наш мозг так устроен, что хорошо воспринимает то, что получает быстро. При медленном чтении информация разваливается на фрагменты, и у ребенка не получается создать из них целую картинку. Они так и остаются разрозненными кусочками. Доказано, что при медленном чтении человек понимает до 60 % информации (это в лучшем случае), а при быстром – более 80%. Так что, когда мы говорим ребенку «Читай медленно», мы сами мешаем полноценному восприятию текста.
Мозгу просто необходимо, чтобы информация появлялась быстро. И когда мы получаем ее медленно, то эти пустые фрагменты заполняются, чем попало, т.е. человек отвлекается. В голову лезут посторонние мысли, которые мешают создать целостную картинку.
Вспомните, что Вы чувствуете, когда какой-то видео или аудио файл начинает тормозить. Сначала Вы начинаете лазить по Интернету в поисках чего-то более интересного, прибирать на столе, делать какие-то другие дела в ожидании подгрузки файла, затем появляется раздражение, что все так медленно. И в итоге, мы очень часто закрываем такие файлы, так и не дождавшись окончания загрузки. Вот так же работает и мозг. И так же испытывает раздражение от того, что все медленно, только сказать он об этом словами не может. Мозг выражает это по-другому – капризами, усталостью, слезами. Только, к сожалению, мы далеко не всегда можем это заметить и понять.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы улучшить понимание текста, надо читать быстро. Чтобы стать грамотным, надо читать много. Чтобы читать много, надо научиться читать быстро.
Прямо заколдованный круг какой-то получается. Но он не страшен тем, кто знает Все секреты повышения техники чтения и владеет техникой повышения скорости чтения.
Хотите заглянуть и посмотреть, что мы там делаем? Вот одно только упражнение, а всего их более 50.