Закрепляем знание букв
Самый первый этап знакомство с буквами сейчас затрагивать не будем. Мы будем развивать умение антиципировать буквы, догадываться о букве по ее элементам. Малыш уже знает буквы и даже умеет их соединять, а нам надо закрепить эти знания и научить ребенка предугадывать букву по ее элементам. Чем легче ребенок узнает букву в самых разных ее положениях и вариантах, тем быстрее он будет читать.
Вот несколько игр-упражнений на антиципацию букв, которые можно и нужно использовать на этапе обучения чтению.
Следует отметить, что эти упражнения лучше проводить в виде игры. Это можно делать между делом, на прогулке, на море, в транспорте.
« Отгадай букву».
Нарисуйте часть знакомой буквы на бумаге , на песке, мелом на асфальте и попросите ребенка восстановить ее, догадаться, что это за буква и нарисовать недостающий элемент. Можно поменяться с ребенком ролями, пусть он нарисует «поломанную» букву, а Вы будете ремонтировать. Здесь возможно много вариантов:
- буквы с недостающими элементами,
- буквы с лишними элементами,
- неправильные буквы, например написать букву Я в другую сторону (так называемые отзеркаленные буквы) или вверх ногами.
- расположить буквы горизонтально, лежа, или вниз головой и попросить найти ту, что надо
- нарисовать несколько букв одна на другой и дать задание определить, что за буквы нарисованы или найти в рисунке нужную букву.
« Вершки и корешки» Предложите ребенку прочитать маленькие слова или легкий небольшой текст по верхней части букв (это легче), а потом по нижней. Для этого берете текст с крупным шрифтом и короткими словами, прикрываете нижнюю часть строки закладкой или линейкой и читаете. Если ребенок застрял и не может догадаться, приоткройте буквы на миг и снова прикройте.
Если ребенок неправильно прочитал букву (например, в слове дерево решил, что первая буква Л и прочитал лерево), не подсказываете сразу правильный вариант, а просто спросите «А есть такое слово?», «Что оно обозначает?». Когда малыш поймет, что слово получается неправильно, спросите: «Какая еще буква похожа на эту?» «Что получится, если ее поставить на это место?». Таким образом, Вы научите ребенка читать осмысленнее, быстрее и лучше понимать прочитанное.
Усложненный вариант – читать по корешкам, т.е. по нижней части букв. Это упражнение надо делать тогда, когда по вершкам читает ребенок уже легко.
Различные игры с буквами и словами можно найти в сборнике "Читаем играя". Чтобы получить сборник, подпишитесь в форме справа. Поиграйте с ребенком в такие игры и придумывайте похожие самостоятельно. Тогда обучение пойдет быстрее и интереснее.
Посмотрите запись вебинара "Читаем играя" и вы узнаете другие приемы обучения чтению дошкольников.
Если информация была для вас интересной и полезной, поделитесь ей с друзьями. Кнопочки ниже.
Как всё интересно.Мне очень нравится!Спасибо Вам огромное.
Татьяна, спасибо за "вершки и корешки":)
Действительно хороший вариант для тренировки осмысленного чтения.
УСПЕХОВ.
Очень интересные занятия!
Интересные игры! Возьму на заметку!
Спасибо, Татьяна! Читаю и сразу думаю, как применить эти игры на своих занятиях. Младшая подрастет, с ней тоже играть будем.
Лора, очень приятны Ваши теплые слова. Я рада, что Вы используете эти материалы. Ведь наша задача - научить детей читать с удовольствием, а это можно сделать только через игру.
Всегда с удовольствием изучаю ваши материалы. Игры с буквами всегда интересны моим ученикам. Правила чтения и упражнения по повышению скорости используют все мои коллеги. Огромная благодарность!