Обучение чтению и умение сравнивать

19.02.2012

Казалось бы, какое отношение имеет умение сравнивать к обучению чтению? Оказывается, самое прямое. И в статье «С чего начинается обучение чтению?»  было сказано, что до обучения чтению надо развивать умение определять различие и сходство предметов и знаков.

Для нас, взрослых, не составит труда различить буквы Б и В, или А и Л. Но дети еще не умеют выделять отличия предметов и такие «мелочи» , как перекладинка у буквы А или И для них не имеет большого значения. А если еще и фонематический слух у ребенка развит плохо, то проблемы в чтении обеспечены!

Зачем же делать заведомо неудачное дело?

Ведь гораздо легче и проще предупредить ошибки в чтении, чем потом их исправлять. Поэтому я хочу подчеркнуть еще раз, учить читать ребенка можно только тогда, когда он готов к этому, когда у него развиты определенные мыслительные процессы и он проявляет интерес к чтению!

Умение находить различия и сходства предметов – это основа логического мышления, которая просто необходима человеку всю его жизнь. Для взрослых сравнить предметы не составит труда. Хотя, если Вас спросят, чем похожи самолет и чайник, вопрос вызовет кратковременное замешательство. А маленький ребенок на этот вопрос затруднится ответить, потому что еще не умеет выделять свойства предмета и потом их сравнивать.

Оказывается, сравнение предметов – это не пустое баловство, а необходимое условие хорошей подготовки ребенка к обучению, развитие его мышления и обучения чтению.
Как же развивать умение сравнивать у малышей – дошкольников?


1. Учим ребенка определять в предметах свойства. Надо, чтобы малыш научился без труда отвечать на вопросы Какой по цвету? Какой по форме? Какой по размеру?

2. Учим сравнивать предметы по свойствам. Для начала, эти свойства должны быть ярко выделены, например, большой и маленький мяч, красный и зеленый кубик.

Детям гораздо легче найти в предметах различия, чем схожесть. Поэтому сначала спрашиваем Чем предметы различаются? Что у них разное? И только когда малыш уже нашел различия, можно спросить А чем они похожи? Что у них такое же, одинаковое? Очень часто можно услышать ответ: «Ничего».
В таком случае стоит просто обратить внимание ребенка на одинаковые свойства предмета, задавая вопросы: Какого цвета большой мячик? (к примеру, синий). А маленький? (тоже, синий). Одинаковый цвет или нет?

Таким образом, мы постепенно научим ребенка находить сходство и различия предметов, что потом очень поможет при обучении не только чтению.

Хочу отметить, что не нужно проводить специальные занятия для этого. Обучение сравнению проходит в процессе повседневного общения с ребенком. Идете на прогулку – сравниваете машины, листья деревьев, скамейки в парке, игрушки - все, что вас окружает. Дома мы можем сравнивать ручки и карандаши, посуду на кухне, одежду и обувь, картинки в книге или игрушки. Все эти игры не требуют специально отведенного времени и подготовки, но очень необходимы для малыша.

Прежде, чем Вы начнете учить ребенка читать, надо научить его сравнивать. Ведь в процессе чтения малышу все время надо сравнивать графическое начертание букв, чтобы понять, какая буква написана, научиться различать похожие буквы, заглавные и строчные, печатные и письменные. Если ребенок легко сравнивает предметы, находит отличия в предметах и сходства, то ему будет гораздо легче выучить и запомнить буквы.

Умение сравнивать - это один из важных этапов подготовки к обучению чтению. Об остальных этапах чуть позже.

Если у Вас есть интересные игры для обучения сравнению, поделитесь с другими.


Комментарии к записи "Обучение чтению и умение сравнивать"
Перейти к форме комментирования
  1. Не согласна с тем, что дети не отличают похожие буквы. Моей дочке дед подарил большой мешок пластмассовых букв, когда ей было 2,5 года. А муж сделал трафарет слова - афалина.
    Сидели мы на больничном, мне хотелось побыстрее сделать обед, пока дочь играла тихо в комнате. Потом спохватилось - уже почти час ее не слышно. захожу к ней, а дочь это слово выкладывает, уже последнюю букву нашла. И это абсолютно без знания букв, просто искала именно такие, какие были в этом слове. Потом я сделала ей трафаретов простых слов штук 20-30 и выкладывание букв стало любимой игрой. К четырем годам она уже читала. Причем не отдельные слова, а свои книжки.

    • Людмила, все дети разные и воспринимают, запоминают информацию по-разному. Вашей дочке было интересно, она уже была готова к такой информации.
      Сейчас очень много детей испытывают трудности в чтении даже в школе, путают буквы, потому что у них не сформировался образ буквы. И это дети 6-7 лет. Так что всегда надо исходить из возможностей и интересов ребенка.

  2. Ирина, спасибо за дополнение.
    Ваше замечание принимается. Конечно, умение находить сходства чаще важнее, чем различия. Но я говорила о начальном этапе формирования умения сравнивать и здесь надо опираться на те знания и умения, которые у ребенка уже есть. Поэтому и предложила начинать с различий. Кроме того, при чтении и письме гораздо важнее видеть отличия букв, чтобы не путать их.
    Кроме этого, "подведение под понятия" - это более сложный мыслительный процесс, который и основывается на умении не только выделять свойства, но и находить существенные и несущественные признаки предмета.

  3. Татьяна, спасибо за полезную статью. Умение находить различия и признаки сходства предметов, выделять признаки предметов - основа мыслительной операции "подведение под понятие". Т.е. без этих умений человек не может просто ответить на вопрос "Что это такое?" Мы, взрослые, делаем это на автомате и не понимаем, почему простые вещи так сложно порой даются ребенку. А для развития ребенка нам важно обращать внимание на эти базовые умения, чтобы потом не было проблем в школе. и в жизни.
    Поспорю только с тем, в каком порядке выделять сходства и различия.
    Действительно, для малышей отличия двух предметов выделить легче, чем сходства.
    НО, здесь кроется огромный воспитательный потенциал. Если ребенок привыкнет в первую очередь находить сходства, то у него в большей степени развивается позитивное мышление. Он легче контактирует с другими людьми, так как видит в первую очередь, чем человек похож на него, а не чем отличается. Это не говоря уже о том, что само действие "подведение под понятие" ставит на первое место сходства предмета с другими, подобными.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.