С чего начинается обучение чтению? Подготовительный этап.

15.02.2012

 

С чего начинается обучение чтению? Многие  думают, что с изучения букв. И ошибаются.  Изучение букв -  это далеко не первый этап в обучении чтению.

Для успешного обучения чтению совершенно недостаточно желания родителей. Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и функции головного мозга, которые и станут основой чтения. Поэтому  обучение чтению надо начинать с подготовительного,  добуквенного,  периода.

 

В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:

фонематического слуха  (различение звуков речи на слух),

зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство  предметов и знаков),

развитии  артикуляции (правильное и четкое произношение),

развитии  речи ребенка (умение говорить  предложениями, согласовывать слова между собой,  выражать свою мысль предложением, а не одним словом).

Нельзя перескакивать через подготовительный этап,  если вы хотите избежать проблем при обучении чтению.  К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.

Если ребенку 2-3 года. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат.  Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста  значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.

Если ребенку 4-5 лет. В это время у ребенка уже начинает формироваться умение анализировать  свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове  отдельные звуки.  Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданную букву, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове). Совершенно нет необходимости знакомить ребенка с гласными и согласными звуками, делать звуковой анализ слов – все это ребенок научится делать в школе. Ваша цель – научить читать. А читать можно совершенно спокойно, и без знания  о разделении звуков на согласные и гласные. В этот период  надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.

Если ребенку 6-7 лет. Это наиболее благоприятный  период для обучения чтению традиционным звуковым способом. В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.  Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса.

 

Хочу  напомнить, что не все то - золото, что блестит. Далеко не всегда раннее обучение чтению  приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, не на умения соседских детей, а на возможности самого ребенка.  Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие  ребенка надо проводить в игре. Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать  без проблем.

Более подробное описание  этапов  подготовительного периода обучения чтению  читайте в следующих статьях.

А пока предлагаю посмотреть мультик "Откуда берутся дети" . Классный мультик. Сразу понятно, почему наши дети такие непослушные.


Комментарии к записи "С чего начинается обучение чтению? Подготовительный этап."
Перейти к форме комментирования
  1. А моему ребенку ничего не интересовало кроме картинок. Учились читать очень медленно. В школе не заставляли, ссылались на плохое зрение. Очень сильно отстаёт в развитии. Сейчас занимаюсь сама. Вот не могу понять, почему в читаемом слове он произносит сначала ту букву, которая сразу бросилась в глаза,а не первую. Сейчас конечно реже так делает.

    • Мы пишем и читаем слева направо. И ребенок должен запомнить, что двигаться надо только в этом направлении. Иногда бывает, что дети пишут буквы в слове по принципу "где есть место", пока не поймут и не усвоят направление движения. Видимо, и у Вас такая ситуация. Поправляйте ребенка, направляйте движение глаз с помощью указки или карандаша и все наладится. Обратите внимание, как пишет ребенок. Если он читает в обратном направлении, то и писать может тоже. Постоянно напоминайте, что все делаем только слева направо (и пишем, и читаем, и картинки раскладываем). Успехов Вам, Вера, и вашему ребенку.

  2. Мне очень понравилась ваша статья, дельная и интересная. Я думаю, что Вы занимаетесь очень полезным делом и делаете это с любовью к детям.

  3. Мне понравилась статья - всё очень подробно расписано и многим поможет.
    И всё зависит от способностей ребёнка - научилась же я читать в три с половиной,а в шесть-то я уже " Три мушкетёра" читала. Хотя особыми талантами никогда не блистала.
    Вот сейчас и дочка в четыре свободно читает,хотя я почти с ней не занималась,всё только собиралась. Но читала ей каждый день вслух с годика.
    Изучать буквы в первую очередь - это,конечно,ошибка. Если б мы её не допустили,она бы у меня уже в три года читала бы.

    • Светлана, вот то, что Вы читали своей дочке каждый день и было лучшим занятием для нее. В такой ситуации дети гораздо быстрее и легче воспринимают информацию. А когда начинаем специально заниматься, то часто возникает сопротивление.
      Успехов Вам и Вашей крошке!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.