Как научить ребенка читать?

31 Июл 2011, Автор: Татьяна

Все дошкольное время ребенку, для правильного и полноценного развития, надо играть. Игра имеет очень важное значение для развития умственных способностей и социальной адаптации ребенка.

Игра – это хорошо, но ведь надо и учить! – можете возразить Вы. Безусловно, надо, только не учить, а развивать. Это не совсем одно и то же. И все это делается в процессе игры.

Как же научить ребенка читать? Об этом дальше.

Что надо знать прежде, чем учить ребенка читать? Самое главное, запомните, что ребенку мы называем не букву, а звук! Для нас совершенно очевидно, что звук – это то, что мы произносим и слышим, а буква – то, что пишем и видим. Но у малышей абстрактное мышление еще не развито, они мыслят конкретными образами. Поэтому мы говорим «буква М», а не «буква ЭМ», «буква  П», а не «буква ПЭ». Пусть нам это не совсем привычно, но для ребенка – это единственно правильный вариант названия букв. Совсем неважно, будете Вы говорить «буква» или «звук». Главное, произносить не название буквы, а звук!  Пусть все названия букв останутся для школы.

Чтобы научить читать, совсем не нужно знать все буквы сразу. Буквы запоминаются в процессе обучения.

Существует много различных методик обучения чтению, все они имеют свои плюсы и минусы. Сейчас я не буду рассматривать эти методики, они нам пока не нужны. Предлагаю Вам способ обучения чтению, достаточно простой и легкий, чтобы заниматься с ребенком дома и получать хороший результат.

         Легкий способ обучения чтению.

    1.Выучите только гласные.

Нарисуйте их на кружочках диаметром 10 см и напишите красным цветом. Почему именно так? Потому, что  в звуковой схеме  гласный звук обозначается кружочком или точкой красного цвета. И пусть эти «бусинки» поют каждая свою песенку.

Можно расклеить их по дому в разных местах и периодически просить ребенка спеть эту песенку, показывая на какую-то букву. Ошибся малыш, поправьте, скажите, что это песенка вон той «бусинки». Через некоторое время поменяйте буквы местами, и меняйте их так до тех пор, пока малыш не запомнит все песенки правильно. Гласных всего 10, так что выучить из труда не составит.

Когда ребенок уже запомнил «бусинки», поиграйте с ним в «прятки». Покажите текст с  достаточно крупным шрифтом и спросите, какая «бусинка» спряталась в этом слове или назови эту «бусинку». Так ребенок лучше запомнит графическое начертание букв, научится определять букву, написанную разным шрифтом, цветом. Делать это можно  по дороге,  покажите названия магазинов, улиц, рекламные щиты и объявления.  Так, между делом, малыш  быстро выучит все гласные.

2. Научите читать слоги и маленькие слова.

Гласные уже ребенок знает. Наступает период обучения чтению. Можно учить читать буквы по Букварю или Азбуке, но это не лучший вариант. Обычно, при таком обучении детям потом трудно читать слоги, и даже целые слова они читают побуквенно.

Гораздо лучше сразу учить читать маленькие слоги или слова. Это как кому удобнее. А еще лучше сочетать оба эти способа, что я и предлагаю делать.

Итак, сегодня знакомим с буквой  М. Мы не будем говорить, что это согласный и он бывает твердым и мягким. Это совсем не нужно знать, чтобы научиться читать. Мы обязательно скажем, что это мамина буква, потому что слово «Мама» начинается с этой буквы. Хорошо поиграть с буквой и придумать, на что похожа буква «М». Принимайте любые варианты ответа, потому, что каждый видит по-своему. Кто-то увидел клюв птицы, кто-то — качели, половину бантика, сломанный стол. Главное, создать образ в голове ребенка и тогда буква запомнится лучше.

Приставляем эту букву  к «бусинкам» с гласными и читаем. Сначала взрослый читает сам, а потом попросить прочитать вместе, затем вместе шепотом, громко, тихо, повторить, как эхо. Можно написать слоги в виде таблички. А потом дать ребенку задание, покажи то, что я произнесу, назови то, что покажу. Но играть в такие игры надо недолго, 5 – 10 минут, а потом переключиться на что-то другое.

Когда ребенок освоит 2-3 согласные, то можно составлять уже целые слова из 3-4 букв. Например, МА+К, СО+К, СУ+К. Когда Вы начнете читать слова, ребенок сам будет додумывать продолжение, чтобы получилось знакомое слово. Вам останется только подставить нужные буквы, чтобы показать, как это слово будет выглядеть. Для этой цели очень хорошо подойдет магнитная азбука.

3.Чтение слов

Возьмите группу хорошо знакомых и приятных для ребенка слов (3-6  букв), напишите их на разных листочках одного цвета и расклейте по дому, предварительно показав их ребенку. Покажите, прочитайте и наклейте. Очень хорошо, если на листочке  будет изображение предмета. Прочитывайте эти слова вместе с ребенком несколько раз в день.  Затем удалите картинки и попросите найти нужное слово или прочитать, что здесь написано. Меняйте расположение картинок в доме, читайте сами неправильно, чтобы ребенок Вас поправил. Когда большая часть слов запомнится, берите новую группу слов и иногда повторяйте эти слова.

Такой способ обучения поможет вам быстро научить ребенка читать целые слоги и слова без напряжения.10-15 минут и Вам не трудно выделить,  и малыш не устанет. А главное, если все это будет в качестве игры, то ребенок сам будет просить поиграть с ним еще и еще.

Р.S. И не беспокойтесь Вы о звуковом анализе слова и не совсем верных формулировках. Придет время, будет необходимость, ребенок освоит его так же быстро и легко, но это будет уже в школе.

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Пишите в комментариях.

Отзывов (37) на «Как научить ребенка читать?»

  1. Да, Татьяна, очень интересная статья! жаль, что она попалась мне, когда ребенок читать уже научился. Я использовала разные другие советы — обклеивала комнату картинками с буквами и старалась в игровой форме «спотыкаться» на этих картинках и спрашивать невзначай: «Какая это буква?»
    Так мы выучили все буквы, но читать — никак. Потом я сообразила или где-то вычитала, что надо словами или блоками «внедряться в память» ребенка — стала расклеивать по комнате слова. так дело сдернулось с мертвой точки.
    Читать к школе научились, но вот теперь другая задача — привить любовь к чтению!!! Это непосильный труд, потому что у ребенка находятсядела поинтересней!

    • Татьяна:

      Марина, согласна, что привить любовь к чтению непросто. Но хочу отметить, что многие родители, которые стали заниматься в мой Школе чтения отмечали первые изменения в ребенке -это интерес к чтению. Как только ребенок поймет, что чтение стало легким, вслед за этим придет интерес к книге и чтению. Успехов вам!

  2. Татьяна:

    ну не знаю…Учить читать по буквам сложно. Это же нужно сообразить как соединить буквы, потом как их сложить и при этом не забыть какую назвал. Мне было проще учить по слогам и целыми словами (благо методик уйма) Главное — это заинтересовать малыша, чтоб ему было весело, чтоб он играть мог. А чтение потом само придет, если увлечение и любопытство будет

    • Татьяна:

      Совершенно верно, учить читать по складам или даже словами намного интереснее и быстрее. Я об этом и говорила. Между тем, традиционный способ обучения чтению начинается именно с букв и большинство детей учатся именно этим способом. В любом случае, главное — сделать обучение интересным для ребенка.

  3. Олеся:

    Мой муж, думает что научить ребенка это очень легко,
    Муж начинает психовать и нервничать, как только сын неправильно скажет. Малыш знает все буквы, но не может понять как соеденять их. Помогите мне!!!

    • Татьяна:

      Олеся, если муж нервничает при занятиях с ребенком, значит, занимайтесь без мужа. У мамы обычно терпения гораздо больше. А о том, как учить ребенка читать, я говорила на тренинге «Как научить читать» http://urok-i.ru/wppage/ychim-chitat1/

  4. Людмила:

    Добрый день, подскажите пожалуйста, что значит : «каждая бусинкапоет свою песенку» и правильно ли я понимаю, что надо просто нарисовать кружочки, а в низ вписать красным цветом гласную? Заранее спасибо.

    • Татьяна:

      Людмила, на кружочке пишем одну гласную — это и будет «бусинка». Она поет свою песенку, т.е. поет свой звук. Бусинка с буквой «А», поет А-А-А, бусинка с буквой «Ы» поет Ы-Ы-Ы. Вы показываете ребенку бусинку, а он, глядя на букву, произносит нараспев этот звук.

  5. у меня сестра элиза.я учу её читать но она не может складывать

  6. Да информация очень познавательная!

  7. Моя дочурка не хотела читать, но подруга Маша подсказала замечательную идею: она заказала индивидуальную книгу для своей дочки с фотографиями ее семьи, игрушек и т.д. дочку было не оторвать от книги которая написана только для нее!
    посмотрите, идея отличная!

  8. Наташа:

    Здравствуйте!
    Моей дочке 5 лет.
    Буквы знает, но читать никак научить не могу.Все силы уходят что-бы научить её читать. Например слово ДЕД.
    Спрашиваю:
    -Первая какая буква?
    -Д.
    -Правильно, молодец! А вторая?

    -Ага, умничка. Теперь соедини их в слог, что выходит?
    -ДЭ-Е
    -Не правильно, Камила. Когда читаем говорим просто Д, понятно?
    -Да.
    -Ну, давай, соедини слог ДЕ с буквой Д, что выйдет?
    -ДЕ…И д
    Я её объясняю что и говорить не надо! Но не понимает начинает плакать, до истерики доходит! Начали уже месяц назад учить её, а до сих пор на словах из 3 букв зависли!
    Может я плохая мать? Сил нету. И жалко её, и орать иногда охота от её незнания!
    Пожалуйста, скажите что делать

    • Татьяна:

      Наташа, во-первых, не орать и не нервничать. Этим Вы никак ребенку не поможете!
      Найдите другой способ обучения чтению в игре. Не надо называть буквы, это только мешает ребенку и затрудняет обучение. Учите сразу читать слоги и короткие слова. Подробнее http://chitalochka-ru.ru/ychim/uchimsya-chitat-po-slogam.html

  9. Anna:

    Очень правильно! С детками надо играть, тогда все учится гораздо быстрее.
    Я даже сделал две игры на чтение. Оба моих сыночка любят эти игры. А младший быстро запомнил(читает) все слова.
    http://babyeng.ru/catalog/memory_game.php
    http://babyeng.ru/catalog/words_game.php

    • Татьяна:

      Анна, спасибо. Очень интересные игры. Думаю, многие родители возьмут на вооружение.

  10. Здравствуйте!Учили буквы по названиям.Теперь дочке пять,а научиться читать по звукам не получается,она их просто не воспринимает.Подскажите пожалуйста,как нам быстрее научить дочурку читать?

  11. Светлана:

    Внуку 7 лет. Знает буквы, умеет складывать слоги, но часто читает машинально, не вдумываясь. С этой бедой боремся, задавая дополнительные вопросы. Простые слоги и слова из 3-4 букв освоил, а вот слоги, в которых встречаются несколько согласных подряд, мягкий и твердый знак, й — вызывают затруднения. Переход от коротких слов к длинным очень трудный. Сбивается и читает медленно. Подскажите, как с этим бороться, что почитать, на каких книжках учиться.

    • Татьяна:

      Светлана, я напишу ответ на Ваш вопрос через пару дней и опубликую на блоге.

  12. Лариса:

    Здравствуйте, Татьяна! Моему ребенку 4,5 года. Он читает по слогам. Но вначале произносит вслух буквы слога, потом весь слог проговаривает. Мы перешли к длинным словам. Например ОР-ГА- НИ-ЗО-ВАТЬ. Посоветуйте, пожалуйста, может быть научить ребенка сразу произносить слог на простых словах, а потом уже переходить к сложным?

    • Татьяна:

      Лариса, Вы сами ответили на свой вопрос! Конечно, сначала научите ребенка читать короткие слова из 3-4 букв целиком или по складам и убедитесь, что ребенок понимает, что прочитал. И только после этого начинайте увеличивать слова. Если ребенок называет сначала буквы, а потом читает, то он не сможет читать быстро и ему трудно будет понять смысл слова. Сразу учим читать по складам или по слогам.

  13. Татьяна:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Дочка может читать слоги из 2-х букв. Но соединить слоги не получается. Пол часа читаем ЛУ-НА (например) Л, У -ЛУ; Н,А -НА. Соедини — опять Л,У. Что за слог? ЛУ. Запомнила? Да. Соедини со вторым. ЛУ-Н-А (все отдельно).Не могу понять, что не так делаю. Думаю, может уже сводить ее к педагогу какому-нибудь, чтоб подтолкнула ее в нужном направлении.

    • Татьяна:

      Татьяна, Вы не сказали, сколько лет Вашей дочке. Это тоже имеет значение.
      Не стоит учить ребенка называть сначала буквы, в потом сливать их в слог. Надо сразу читать слог — РА, ЛО и т.д. Причем, лучше не читать, а петь. Плавно пропевая слоги, ребенок легче склеивает их в слово.
      Попробуйте читать сначала 3-х буквенные слова: сыр, сок, нос.
      Чтобы было понятнее, посмотрите видео здесь http://chitalochka-ru.ru/ychim/uchimsya-chitat-po-slogam.html
      Желаю успехов!

  14. Ольга Вер:

    Спасибо за информацию! Дочь знает почти все буквы (не понимает пока «ь», «ъ», не всегда вспоминает «ц» и «щ») гдк-то с 1 года и 8 месяцев, сейчас ей 2 года 4 месяца, попробую обучать чтению с помощью Вашей методики!))

  15. Юлия:

    Добрый день! Хочу обучить читать девочку 11 лет. Для нее подойдут занятия по 15 мин. или нужно что-то более серьезное или вообще какие-то другие методы?

  16. Эля:

    Эта тема очень важна и интересна для многих мам Для меня она тоже была актуальна когда учила читать своего старшего сына. Долга с ним мучилась. Сколько методик не пробовала все никак. Потом, на беби.ру, случайно наткнулась на статью о том как одна мама учит читать соего ребенка. После того, как я попробовала этот метод с сыном у него все стало получаться! Я когда пробовала, даже не надеялась, а все получилось. Так что девочки, у кого есть необходимость, могу посоветовать!

    • НАДЕЖДА:

      ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭЛЯ. ЕСЛИ НЕ ТРУДНО, СООБЩИТЕ ГДЕ МОЖНО НАЙТИ МЕТОДИКУ, ПО КОТОРОЙ ВЫ УЧИЛИ СЫНА. МОЕЙ ВНУЧКЕ УЖЕ 6 ЛЕТ, БУКВЫ ЗНАЕТ С 3 ЛЕТ, А ВОТ С ЧТЕНИЕМ — ПРОБЛЕМА.

      • Татьяна:

        Надежда, а Вы внимательно прочитали статью? Если ребенок знает буквы и ему уже 6 лет, то просто учим читать слоги и короткие слова. Подробнее напишу завтра

    • Наталья:

      Моя старшая дочь дала мне жару, когда начали учить чтению. Училась в 1-м классе. Очень долго «учились». Научились, тогда встала задача обучение к скорочтению. Помогла такая методика: 5-7 минут чтения до сна /Правильно, неправильно не имеет значения/ и 5-7 минут утром до школы. Так и добились результатов. Это первое. А второе с младшей дочкой — был уже горький опыт, поэтому очень хотела обучить чтению еще до школы. Нашла одну методику иностранного педагога /забыла автора/. Подготовила карточки со слогами, а слоги нашла из букваря. Ей тогда 4 годика было. И начала по 5 слогов ей показывать быстро-быстро, при этом надо произносить слоги, в день 5 раз в течение 5 дней. На 6-й день удаляете 1 карточку и добавляете друой слог и так каждый день по 1 новой карточке. Моя дочь так научилась читать уже в 6 лет, при том не слогами, а целиком словами, на слоги не делила и пальцами даже не водила. Проезжая на автобусе читала разные вывески. Удачи.

  17. Хорошая статья. Спасибо.

  18. И таких мелочей можно накопать тысячу.

  19. Полезные рекомендации для мамочек.
    А я вот пытаюсь вспомнить, как меня учили читать. Не вспоминается. Видно, рано научили. :)
    Кстати, у меня возникла идея поста — про детские книжки, которые мы сами любили, когда были детками. По-моему, вполне подойдет для этого блога. :)

  20. Спасибо, Татьяна! Чуть попозже нам это очень пригодится.
    Я тоже начала с гласных (правда интуитивно) Нам пока 2,5 года, интерес к буквам на дочку накатывает волнами, стараюсь поддерживать.
    Любимая игра у нас с 1 года «Найди такую же букву» в основном на обложках книг, которые читаем. Названия букв пока не запомнили (они ведь на каждой обложке так по-разному написаны), но одинаковые находим уже уверенно. Задачи научить читать пока не ставлю. Главное — развитие и поддержать и итерес ребенка.

    • Татьяна Джало:

      Совершенно верно, главное — развить интерес ребенка. В таком возрасте важно не выучить буквы, а научить правильно говорить и произносить четко звуки. Очень хорошо делать гимнастику для артикуляционного аппарата. Это развивает мышцы губ и языка, что необходимо для правильного произношения.

  21. Очень полезная информация!!!

  22. спасибо, Татьяна. очень полезная информация

Ваш отзыв

 
Минуточку!

Получите книгу "Читаем играя"  и еще много полезностей для обучения чтению. Оставьте адрес,  чтобы я знала, куда выслать Вам подарки.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Hide me
Как развивать технику чтения?
Ваше имя: * Ваш e-mail: *
Show me