Как научить ребенка читать? Обзор методик обучения чтению.

03.06.2012

Как учить ребенка читать? Каждый родитель рано или поздно задается этим вопросом, причем, в последнее время, этот вопрос начинает интересовать родителей все раньше и раньше.

 

На протяжении десятков лет сложились и развиваются и поныне различные методики обучения детей чтению. Сейчас существует несколько наиболее распространенных методик обучения чтению. И перед родителями встает вопрос: какую методику выбрать? Как лучше и легче учить ребенка читать?

 

Давайте подробнее рассмотрим методики обучения чтению, чтобы легче было определиться с выбором нужной.

Самой распространенной, официально признанной  является звукобуквенная методика обучения  чтению  Эльконина  (аналитико-синтетический подход).  Этот способ обучения чтению  используется в школе.  Практически все Буквари  построены именно на этом способе обучения чтению.

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях.  А как Вы считаете, в 3-4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал?  В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет.

Изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет. Сейчас начинают учить читать  гораздо  раньше, но совершенно не обращают внимания на возможности ребенка. Конечно, обучать чтению по традиционной  методике  намного  легче, ведь все это знакомо нам с детских лет, есть множество различных букварей, книг и пособий. Бери и учи.

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению.  Одна из самых распространенных ошибок – неправильное изучение букв.  Наверняка, каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда ребенок буквы знает, а читать не умеет.  Знание букв не обеспечивает умение читать!  И этот способ обучения подходит  старшим дошкольникам, но не подходит малышам.

Следующей по распространенности является методика Н. Зайцева.  Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение  по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по этой методике  ребенок сидеть на одном месте просто не сможет. Сейчас методика Зайцева получила широкое распространение, но большей частью в негосударственных учреждениях. Есть клубы, курсы, частные детские сады, где учат читать детей по методике Зайцева, но в школах она не применяется.

Хорошо это или плохо – сказать однозначно нельзя. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Надо  просто их учесть.

Еще одна известная  методика  обучения чтению  Г. Домана. Много лет назад,  обучая  чтению умственно отсталых детей, Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков.  И дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей. 

Как говорится,  и на солнце есть пятна. У каждой методики обучения чтению есть свои достоинства и недостатки, есть какие-то нюансы, которые надо обязательно учитывать.

А что, если объединить лучшее из всех этих методик? Что получится?         И как это практически сделать?  Ответ здесь.

Если Вы использовали какую-то из этих методик обучения чтению, поделитесь результатами и впечатлениями. Наверняка, другим родителям будет интересно это узнать как лучше учить ребенка читать. 

 

 А в комментариях напишите, пожалуйста, какие методики вы использовали и какие результаты получили.

А здесь Вы можете посмотреть фрагмент занятия по методике Зайцева.

 


Комментарии к записи "Как научить ребенка читать? Обзор методик обучения чтению."
Перейти к форме комментирования
  1. На примере своего ребёнка могу сказать, что первые 10 карточек со словами по методу Г. Домана дочь начала называть в 1г. 4 мес. К 1г. 6 мес. их число достигло 40. Чуть позже, в 1г. 10 мес. ребёнок начал читать двухсложные слова по кубикам Зайцева. К 2 г. 10 мес. дочь читала текст в книжке с крупным шрифтом.
    Процесс чтения отличается от простого узнавания знакомых слов, поэтому считаю, что метод чтения по складам является более эффективным, чем метод целых слов Г. Домана.

  2. Забыли упомянуть про методику Соболевой О. Л. "Колорифмика"+"Полёт над строкой". А так статья нормальная.

  3. Особо о методиках не задумывались, обучение ведем по наитию. Сейчас учимся следующим образом в комнате висят бумажки на которых написаны буквы. Я -кот, а дочка-мышка Где висят буквы, там их домики, я говорю в домике у какой буквы от меня можно спрятаться, дочка ищет нужную букву и убегает к ней Начали с двух букв, новые буквы добавляю только тогда, когда вижу, что дочка безошибочно находит дорогу к старым. Так мы играем. По вечерам перед сном мы учимся. Пишу на бумажках фломастером буквы, складываю их в слова, называю, одни слова, меняя буквы, мы переделываем в другие. Поскольку в течении дня во время игры, мы с этими буквами уже встречались, уроки--проходят легче и легче запоминаются. Хочу предложить еще, но пока руки не дошли, дочке игру в дорогу из слов. Представляю себе это как-то так. Берем чистую тетрадку. Я пишу маркером речка. Говорю чтобы плыть по речке мы построили "лодку", пишу "лодка", у реки стоял дом, пишем "дом"ну и так далее...выстраивать вместе с дочкой такие короткие сказки, потом читать старые и сочинять новые.
    Сейчас полезла в методики, думаю еще полностью без всяких изменений слямзить метод глобального чтения, показывать по пятнадцать карточек со словами в день. Дело усложняется тем, что я работаю, а дочка в садике, нету возможности, разбросать занятия в течении дня, все на вечер приходится. Это жаль.

    • Вита, интересный вариант вы придумали. Таких игр можно придумать великое множество по интересам ребенка и незаметно научить его читать. Используя любые методы, надо исходить из возможностей своих и ребенка. Если вы свободны только вечером, то долго не позанимаешься. Используя метод глобального чтения не обязательно давать 15 слов сразу. Лучше за один раз давать 5-7 слов. Тогда ребенок их лучше запомнит и не устанет. Спасибо, что написали о своем способе обучения чтению, возможно, кому-то это поможет найти свой путь к чтению.

  4. У меня ребенок с синдромом Дауна. Четыре года. Читает уже бегло, смысл понимает, самостоятельно читает небольшие книжки. По методикам. Старших детей учила обычным методом, правда, фонетическим разбором не заморачивалась, вместо букв давала звуки, потом объясняла слияние, и начинали читать букварь для вспомогательной школы годика в 3 (простота текстов и крупные буквы). С Варей тоже к двум годам выучили все буквы (звуковое произношение). Но т.к. у таких детей серьезная проблема с речью, то я решила попробовать английскую методику для детей с уо "Чтение и речь". Через глобальное чтение вызвать речь. Первые карточки брала с их сайта, потом клеила сама. После этого читали сначала фразы, потом маленькие книжки Домана-Маниченко, или сама печатала на компьютере. Честно говоря, такого успеха даже сама не ожидала. Справедливости ради добавлю, что параллельно логопед читала с ней слоги, опять же для произношения, т.е. получилось, что мы взяли из разных методик понемногу. Но глобальное чтения я зауважала. Мои умненькие дети в таком же возрасте читали гораздо хуже.

    • Как прекрасно, что у ребенка такие родители! Теперь главное - не переусердствовать. Пусть ребенок читает то. что ему доступно для понимания. Несмотря на то, что малыш уже читает книжки, не стоит давать трудные для чтения тексты. Хорошие художественные произведения лучше читать взрослому, а ребенку давать упрощенные тексты с короткими предложениями и понятными конкретными словами.
      Скорее всего такой успех и пришел потому, что Вы брали из разных методик самые эффективные элементы. Успехов Вам в дальнейшем развитии детей. Сборник получите на почте.

      • Думаю, что сложные тексты ей будут непонятны по смыслу. Я подбираю адаптированные для 4-леток. То, что читаю сама (само собой, много читаю) всегда поясняю, беседую. Сейчас дочитываем сборник Корсунской "Читаю сам" - самое то. Дальше буду подбирать, конечно.

        • Вы в этом вопросе гораздо опытней, чем я. Так что желаю успехов. Если понадобится моя помощь или совет, обращайтесь.

  5. Скажите, а знакомы ли Вам "Слогофон-говоряшка" и "Ребус-метод"? Это игры - соединение методов Зайцева и Домана в очень интересной форме. Нравятся даже многим учителям, которые ни Зайцева, ни Домана не хотели признавать.

    • Эти игры мне знакомы. Очень интересный способ обучения чтению. Но, поскольку сейчас практически все дети приходят в школу читающими, этот способ стоит рекомендовать дошкольным учреждениям. И, конечно, это будет намного лучше и эффективнее, чем обучение малышей алфавиту, как делают многие родители.

  6. Как-то получилось, что и детей, и внуков научили читать без методик, а так как раньше обычно обучали. Теперь только трехлетняя малышка еще не читает, но уже хорошо различает буквы по внешнему виду, всегда назовет правильно первый звук в слове, гласные знает все.

  7. Мой сынок в 2 года знал уже все буквы. Но соединять их в слоги очень долго не получалось. Но в саду воспитатели и по своей древней методике как-то его научили читать.

    • Таня, по любой методике можно научить читать ребенка. Но путь этот может быть долгий и трудный, а может быть легкий, интересный и короткий. Лучше выбрать то, что легче и проще для малыша.

  8. Татьяна, спасибо за ваши интересные работы. Я многие упражнения стала использовать в своей работе. Хотелось бы узнать ваши рекомендации по работе над произведениями. Ребята плохо запоминают фамилии авторов, названия произведений. Родители часто спрашивают, как приучить ребенка читать. Но сами не могут заниматься с ребенком дома, поэтому вся надежда только на школу. Какие рекомендации Вы можете дать? Спасибо.

  9. Мне когда-то дали прочитать книгу по методике Домана, занималась с сыном, мой сын перед школой уже хорошо читал даже сложные тексты. Карточки сами рисовали дома на картонках.

Татьяна, Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Мы в соцсетях
Облако меток
Последние записи