Антиципация провоцирует ошибки?

27.12.2011

Не очень давно я писала, как развивать антиципацию при чтении. Это очень полезное свойство мозга помогает нам не только при чтении. Мы пользуемся им всегда, только не подозреваем об этом. При чтении, хорошо развитая антиципация, помогает не только увеличить скорость чтения, но и быстрее и лучше понять прочитанное.  Это свойство просто необходимо развивать не только для чтения.

 

Но тут же возникает множество вопросов. Вот один из них, который задала мне читательница, после выхода статьи об антиципации.

«Не мешает ли она (антиципация), особенно на начальном этапе обучения чтению? Насколько помню, и как нас учили, и как наших детей, всегда это явление пытались давить всеми возможными способами. "Не догадывайся - читай слово до конца, не ленись!" Но ведь читать еще трудно, вот ребенок и догадывается, часто неправильно».

Чтение по догадке, когда ребенок не читает, а просто придумывает, конечно, можно путать с антиципацией. Но это совершенно разные понятия. Антиципация основана на знании законов языка, знании определенных терминов, понятий, смысловых единиц речи.

Чтение по догадке идет от лености и невнимательности. Оно не имеет под собой опоры на знание языка.

Вот, например, такая ситуация: " От сильн… удара дерево закачал..сь". Ребенок, который понимает смысл прочитанного, знает законы согласования слов, прочитает это предложение правильно. А тот, кто не знает, конечно, может допустить ошибки. Только виной будет не антиципация, а банальная невнимательность, незнание правил языка.

Возвращаюсь к письму читательницы. Это, конечно, хорошо, когда ребенок прочитывает все слово до конца, но получается о-очень медленно. А мы все время говорим о развитии техники чтения!

Прочитывать слово полностью надо только в начальный период обучения чтению. Поскольку антиципация основана на знании, а на начальном этапе знаний по языку еще нет, то в этот период развитием предвосхищения еще не занимаются. В этот период  можно развивать антиципацию букв,  играя в различные игры с буквами.

Чуть позже, когда ребенок читает уже хотя бы 15-20 слов в минуту, можно постепенно подключать игры на развитие антиципации текста. Но все эти игры и упражнения надо проводить на знакомом тексте или прочитанных словах.

А вот чтение по догадке, которое приносит много неприятностей в виде ошибок при чтении и письме, непонимания текста, необходимо преодолевать. Причины такого чтения могут быть разные – от простого незнания букв и невнимательности, до различных логопедических нарушений. Поэтому, если Ваш ребенок постоянно допускает ошибки при чтении, читает по догадке, не дочитывает слова до конца, то, прежде всего, надо проконсультироваться у логопеда. А уже после этого работать над ошибками в чтении.

В качестве заключения: Антиципация не мешает обучению чтению, не провоцирует ошибочное чтение, а способствует развитию скорости чтения и лучшему осознанию прочитанного материала. Развивать антиципацию при чтении текста надо, когда ребенок уже читает 15-20 слов в минуту. А вот антиципацию букв можно развивать уже на первом этапе обучения грамоте.

 

Некоторые секреты успешного обучения чтению Вы  можете узнать на бесплатном вебинаре 28 декабря. 


Комментарии к записи "Антиципация провоцирует ошибки?"
Перейти к форме комментирования
  1. Жаль, что на вебинар не попала( А еще будут?

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.