Когда начинать учить читать?

27.07.2011

Когда начинать учить читать?  На этот вопрос нельзя найти однозначный ответ. Сейчас многое родители считают, что раннее обучение чтению гарантированно сделает его малыша развитым и грамотным. Но так ли это?

В психологии принято такое разделение на возрастные этапы:

  • От рождения до года – младенчество
  • От 1 до 3 лет – ранний возраст или раннее детство
  • От 3 до 6-7 лет дошкольный  возраст.

И каждый период в жизни ребенка является незаменимым этапом развития физических и психических особенностей человека. Эти периоды нельзя проскочить без вреда для психики ребенка.

Что же делают родители, начиная раннее обучение детей? Они перегружают психику ребенка несвойственными для его возраста  заданиями и поэтому очень часто такие дети потом отказываются читать или читают плохо, а в школе учатся на уровне самого среднего ученика. Так для чего тогда все это?

Я не хочу сказать, что с ребенком не надо заниматься. Надо! Только с учетом его возрастных особенностей и не учить, а развивать. А это совершенно разные вещи.

Когда же начинается обучение   чтению?

А начинается оно не с букв, не с Азбуки, а с рассказывания сказок, заучивания потешек, рассматривания картинок в книгах. Когда малышонок будет повторять за Вами потешки и прибаутки, слушать сказки и песенки, рассказывать по картинкам, то так ненавязчиво развивается его речь, пополняется словарный запас. Он просто учится разговаривать. А разве можно научить ребенка читать, если он не разговаривает? Есть, конечно, специальные методики, но они предназначены для особых детей. Но это совершенно другая тема.

В раннем детстве ведущей деятельностью ребенка является предметная деятельность и развивается практический или сенсорный интеллект. Здесь главное для ребенка развитие моторики и сенсорных эталонов и развитие речи. Ребенок запоминает цвет и форму, размер и запах. На этом этапе речь ребенка развивается еще больше, но она является только средством общения, но не инструментом мышления. Инструмент мышления – это действия, бесконечные попытки что-то сделать самостоятельно. Вы наблюдали, как играет ребенок  2 лет? Он разбирает и собирает пирамидку несчетное количество раз,  строит башенку, разбивает и опять строит. Ему нужны эти простые предметные действия для формирования мышления.

Вы замечали, что дети очень любят играть с песком или пересыпать камешки, запутывать нитки и резать ножницами? Очень многие родители считают, что в это время ребенок балуется или не знает чем себя занять. На самом же деле, работая руками, ребенок развивает моторику руки, а значит,  и свой мозг.

Уже давно врачи и психологи  выяснили, что  речевые центры нашего мозга очень тесно взаимодействуют с центрами, отвечающими за мелкую моторику руки. Таким образом, развивая мелкую моторику руки (мелкие движения рук и пальцев), мы развиваем и активизируем мыслительные и речевые центры. Вот почему так важно уделять большое внимание пальчиковым играм детей, особенно  в  раннем детстве и перед школой.

Наши мамы и бабушки еще помнят игры с пальчиками: "Сорока-ворона", "Ладушки", различные потешки, в которые очень часто играли с малышами. Сейчас, к сожалению,  многие молодые  родители считают это занятие лишним и ненужным, а потом жалуются на проблемы с речью ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Ребенку надо играть! Только в игре происходит легкое и быстрое  восприятие информации, которая хорошо и надолго запоминается. И если Вы хотите начинать обучение чтению в раннем возрасте, то это надо обязательно учесть.   Можно начинать учить и в 3 года, но только в виде игры.  А играет малыш тогда, когда ему хочется. Значит, и учить читать надо только тогда, когда ребенок хочет с Вами играть в эту игру. Не захотел – не настаивайте, отложите на потом. Лучше выучить меньше, чем навсегда отбить охоту читать.

Неважно, сколько полезного и нужного Вы можете дать. Гораздо важнее, что ребенок сможет взять, понять, усвоить, запомнить.  Исходите из интересов и возможностей ребенка, только так Вы достигните максимальных результатов.

 


Метки записи:  
Комментарии к записи "Когда начинать учить читать?"
Перейти к форме комментирования
  1. почерпнул много нового

  2. Я так считаю, что чем раньше начинать учить читать, тем лучше. Надо, чтобы в школу шел уже подготовленным.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи