Как слоговая таблица помогает в обучении чтению? Вы спрашивали.

22.07.2013

слоги13Такой простой прием, как применение слоговых таблиц   поможет вашему ребенку научиться читать и развивать технику чтения.  Недавно я получила  вопросы от моих читателей и теперь отвечаю на эти вопросы. Сегодня мой ответ бабушке, которая при обучении внука столкнулась с такими трудностями:

bullet_ball_red Знает буквы, умеет складывать слоги, но часто читает машинально, не вдумываясь.

bullet_ball_red Простые слоги и слова из 3-4 букв освоил, а вот слоги, в которых встречаются несколько согласных подряд, мягкий и твердый знак, й — вызывают затруднения.

bullet_ball_red Переход от коротких слов к длинным очень трудный. Сбивается и читает медленно.

Наверняка,  с такими  трудностями  столкнулись  многие  родители  на этапе обучения чтению.  Как же преодолеть эти трудности и помочь ребенку научиться читать словами и хорошо понимать прочитанное?

Начнем с того, что все в обучении идет от простого к сложному. Поэтому не стоит  бросаться  сразу в карьер и давать ребенку для чтения  длинные слова или тексты.  Даже, если он и прочитает слово, то понять смысл будет очень трудно. Не забывайте, что на этапе обучения чтению, ребенок прикладывает  массу усилий на  прочтение букв и слияние их в слог и слово. Поэтому на понимание  у ребенка сил не остается.  

И здесь нашему ребенку помогут  таблицы, но не простые, а слоговые таблицы.  Мы составляем таблицы слогов и ребенок отрабатывает навык чтения по этим таблицам. Сейчас компьютер есть почти в каждом доме, так что больших трудностей не возникнет. Но если вдруг  у вас нет компьютера или принтера, то лист бумаги и ручка всегда под рукой. Ребенку не так важно, в каком виде сделаны таблицы слогов, как важно, что они есть и их используют.

Давайте разберем по шагам, как мы  будем делать слоговые таблицы.

checkmark-orange Таблица  простых открытых слогов. Составляем слоги из 2 букв и читаем:  МА, ЛУ, ТЫ.  Читать можно, как правильно, так и задом наперед, т.е. справа налево, как Вреднючка. Причем, один и тот же столбик слогов читаем не один раз, а несколько дней. Можно повесить таблицу слогов на стену и прочитывать несколько раз в день в разных направлениях.

checkmark-orange

 Таблица  закрытых слогов. Составляем таблицу закрытых слогов из 3 букв:  ЛОТ, ДЕН, РОБ, ТЫС.  Читаем несколько раз в день. Сделать несколько таблиц с разными согласными и периодически таблицы менять.

checkmark-orange Делаем таблицы слогов из 4 букв с разным сочетанием согласных:  ПАРК, СТОЛ, ТРАВ, МДАЖ.  Действуем аналогично. Тренируем умение быстро прочитывать слоги в разном направлении.   Не страшно, если у Вас получится слог, который в русском языке не встречается. Пусть ребенок тренируется читать буквы в разном сочетании.

checkmark-orange Составляем таблицы трудно читаемых  буквосочетаний:  СМАЛТ, ТВУРК, ДЖУНК, ТОЛВУ, ЧВАШУ, АРТОЖ  и т.д.

checkmark-orange Делаем таблицы слогов с  Ь, Ъ, Й: ЛЬЁ, СЪЕ, ДЬЯ, ТОЙ, ЛИЙ.

 

Таким образом, читая такие трудные слоги и буквосочетания, ребенок отрабатывает необходимые навыки, автоматизирует процесс прочтения букв и чтение идет намного легче и лучше. Соответственно,  ребенок понимает текст лучше.

Как уговорить или заставить ребенка читать таблицы слогов? Это очень важный вопрос. Если все время принуждать ребенка, то выполняя эту работу без желания, хорошего результата добиться труднее.

Расскажите ребенку о музыкантах и объясните, что для того, чтобы так хорошо играть,  музыкант всегда сначала играет гаммы. Так он тренирует пальчики и готовит их к игре. Покажите тренировку по футболу, где спортсмены сначала делают разминку,  а  потом уже начинают игру.   А потом объясните, что для того, чтобы хорошо и быстро читать, нам надо тренировать язычок. Вот давай, мы с тобой будем делать зарядку для язычка.  Можно пойти на разные хитрости, чтобы ребенок   думал, что он не читает, а тренирует язычок, учит зайчика или мишку,  тренирует голос и т.д.

И еще один нюанс. Первый раз  читаем вместе с ребенком. Если ребенок забыл, как читаются буквы, не может прочесть слог, не надо напоминать буквы  по-отдельности,  лучше просто прочитать ему тот слог,  на  котором  он застрял.

Такая работа проводится на начальном этапе обучения чтению.   Если Вы думаете, что таблицы потом уже не нужны, то ошибаетесь. Эти таблицы пригодятся вам и позже, когда ребенок уже будет читать для развития техники чтения и внимания.  Только работать со слоговыми таблицами будем по-другому.  Об этом  на вебинаре «5 секретов для продвинутых родителей» 


Комментарии к записи "Как слоговая таблица помогает в обучении чтению? Вы спрашивали."
Перейти к форме комментирования
  1. В комментариях я поняла, что вебинар уже прошел. Жалко, что я пропустила его. А можно ли посмотреть его в записи?. Если да, то где? Спасибо.

  2. Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за столь полезный и познавательный сайт, очень помогает молодым не равнодушным родителям систематизировать информацию и правильно преподнести ребенку.
    Моей дочке сейчас 2г 10м, звуки выучила играючи, без моих особых усилий, очень любит слушать моё чтение. Я задумалась о том, что нужно ковать, пока горячо. Раз ребёнок впитывает информацию, её нужно давать ему, но правильно, структурированно. В этой связи у меня возник вопрос со слоговыми таблицами. Я не совсем поняла слоги я должна составлять с каждой гласной? (Открытые и закрытые) или это не важно? Главное чтобы ребёнок понял принцип прочтения? И ещё, каждую последующую таблицу нужно внедрять только после того, как ребёнок освоил предыдущую? (Это я к тому, что у всех разные способности, соот-но и времени уходит на обучение разное кол-во).

    • Валя, вы правы. Слоги на первом этапе лучше делать с одной гласной. Научится ребенок легко читать эти слоги, давайте с другой гласной. После этого эти две гласные вперемешку. И так, постепенно, вводим новые слоги с другими гласными.
      Но в 2 года не стоит торопить события. Большинство специалистов по развитию ребенка считают, что ранее чтение негативно сказывается на развитии ребенка в будущем.
      Читайте ребенку как можно больше, побуждайте ее рассказывать, пересказывать, учите стихи и потешки, рисуйте. Читать рекомендуется не ранее 4 лет.

      • Спасибо. Приняла к сведению. Торопиться не буду, дабы не отбить желание. Решила с ребенком поиграть в "Эхо", объясняю, что нужно повторять только хвостик слова...ну вот она мне и повторяет "Хвостик":))). Поняла, что я впереди паровоза бегу....будем все постепенно делать

  3. Спасибо за вебинар! Много полезной информации. Ребенку 2.5 года, буквы уже все знает. Выучила, разглядывая картинки в азбуке, но на слоги переходить не хочет. Понравилась Ваша игра со слогами, будем пробовать.

  4. спасибо за вебинар. Все генильное - просто.

    • Благодарю всех за отзывы. Я буду очень рада, если мои материалы и рекомендации хотя бы немного помогут Вам и вашим детям. Обещанный бонус вышлю сразу, как мой компьютер вернется из ремонта.

  5. Спасибо большое Татьяна за то, что вы делаете! Столько ценного и полезного почерпнула из вебинара. Книг на эту тему практически нет, а если и есть, то никто не разжевывает нюансы так как вы. Сразу же начала опробовать на малышке))) особенно ей понравились "Карусель" и "Почемучка":) Спасибо огромное!!!

  6. Здравствуйте,Татьяна.Спасибо за запись, в назначенное время попасть не получалось.Я много работаю с детьми разного возраста.Мой ребенок идет во 2 класс, у нас нет видимых проблем с техникой чтения, но мне хотелось бы, чтобы у ребенка еще расширились эти границы.Многие упражнения мы использовали и раньше, но что мне понравилось очень - это структурированная подача материала,даже в моей голове от обилия материала образуется неразбериха, а у вас доступно и понятно любому любящему и небезразличному родителю.Мне понравился момент - следить карандашом -читать мы вместе читаем,а вот про карандаш я почему-то не подумала.А игру "Карусель" у меня детки во вторник сами придумали,наверное, им так, действительно, интереснее.Спасибо Вам.

  7. Татьяна, спасибо большое! Узнала много нового, прослушав запись вебинара. Уверена, что предложенные Вами упражнения окажутся эффективными при обучении ребенка технике чтения.

  8. Татьяна, прекрасный вебинар! Доступно, понятно, интересно! я много занимаюсь с детьми играми со звуками и словами( по профессии я педагог). Ваши игры очень помогли разнообразить наши занятия. Теперь буду "донимать" внука играми, хочу чтобы он тоже стал читать быстрее. Большое вам спасибо!

  9. Прослушала запись вебинара, спасибо вам большое. Узнала много нового, теперь буду использовать эту информацию на практике.

  10. Большое спасибо за полезную информацию! Стараюсь не пропускать Ваши вебинары, потому что в каждом из них есть что-то другое, новое. Да и старое нужно почаще вспоминать, стимул к занятиям очень сильный. Хочу иметь запись вебинара у себя на компьютере! Спасибо, что дали возможность послушать в записи, потому что дети в основном отвлекают и кое-что пропускаю. Мне очень нравится Ваш подход к технике чтения. Ребёнок с удовольствием выполняет упражнения! Хочется донести Ваш материал до всех родителей!

  11. Спасибо за нужный материал! Очень интересно было узнать про чтение сложных слогов, а также подбор игр для улучшения чтения: прикрывать листочком, находить слова, обрывки предложений.

  12. А мне очень нравятся все ваши советы! И слоговые таблицы, и зачеркивание букв в детском журнале. Особенно нам понравилась игра ""Эхо". Играем и во "Вреднючку", которая съедает гласные в словах. Спасибо за хороший сайт!

  13. Мы в первый класс пойдем в этом году. Так вот нам сказали, вообще не трогать ребенка. Дать отдохнуть и забыть то, чему неправильно научили ((( В каждой школе по разному учат.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи