Зачем учить стихи?

16.01.2012

Учим стихи

Зачем учить с ребенком стихи?

Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше.  И один из cпособов  развития памяти  - это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Когда начинать учить с малышом стихи? Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки:   «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки.  Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек  в нашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.

Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи. Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.  

Очень хорошо сочетать чтение стихов и какие-то движения.           Тогда ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит  слова сам. Причем, движения можно подбирать любые, главное, чтобы было легко и интересно.

 

 

Дети с удовольствием заучивают четверостишия с движениями.  Например, такие.

                                          Пропеллер

Вот мотор включился,              /   вращаем перед собой

пропеллер закрутился,            /  согнутые в локтях руки,

В облака поднялись            / руки вверх, развести над головой

И шасси убрались.                       / руки прячем за спину.

Такие небольшие стихи-физминутки  развивают память детей и координацию движений. Практически под любое детское стихотворение можно подобрать простые движения, которые помогут легче запомнить слова и порядок строк.

Если Ваш малыш ходит в детский сад, то там будут учить с детьми стихи. Только не все дети в группе одинаково хорошо слушают и запоминают. Поэтому лучше учить стихи дома, тогда Вы точно будете знать, как заучивает стихи Ваш ребенок и поможете ему в случае затруднений.

Сколько стихов надо выучить? Ответ простой: чем больше, тем лучше. Заучивайте небольшие стихи чаще, постепенно увеличивая и усложняя, этим Вы увеличиваете объем памяти.

Повторяйте периодически стихи, которые выучили давно, не забывайте их. Это тренирует и развивает долговременную память, умение припоминать то, что спрятано в "дальний ящик" памяти.

Дети любят и с удовольствием заучивают стихи классиков детской литературы: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой.  Очень интересные стихи у современников – Владимира Орлова, В. Степанова и других. Небольшие шуточные стихи легко запоминаются детьми и развивают их память.

Обратите внимание на слог стихотворения. Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому что так им легче создать образ предмета. Очень хорошо, когда в стихотворении много существительных и глаголов.  Это  создает ощущение действия. Для малышей тяжело учить стихи с абстрактными словами, образными выражениями, трудными прилагательными.  Оставьте красивые стихи для более старшего возраста,  а пока учите простые легкие подвижные стихи для малышей.  Наша задача не столько показать красоту русского языка, сколько расширить словарь ребенка и развить его память.

Учите с детьми  стихи, прибаутки,  шутки, потешки и трудностей с памятью не будет. А хорошая память –  необходимое  качество для успеха.


Комментарии к записи "Зачем учить стихи?"
Перейти к форме комментирования
  1. Заучивать стихи конечно нужно,но нам это трудно дается.Учим по четыре строчки. А нам идти в школу. Вроде занимаюсь с сынам и ходим в садик ,шагаем очень медленно. Благодарю за советы. Я много почерпнула.

  2. Просто замечательные стишки! Огромное спасибо! Заинтересовался и ребенок, и воспитатели в детсаду! Все в восторге! А мне, как маме, радостно, что у ребенка проявился интерес. Спасибо еще раз и ждем новых стишков. Спасибо Вам за Ваше сопереживание и готовность помочь и поделиться советами Профессионала! С уважением.

  3. Это и мамам полезно для развития памяти

  4. Чуковский Корней Иванович - вот мой кумир! Как детям нравятся его стихи! Как взрослым весело их читать, особенно, всякие страшные и странные моменты! Лучше детских стихов никто не писал.

  5. Влияет на развитие памяти! Еще как влияет! Стихи, заученные в школе или детском саду, помнятся очень долго.

  6. жаль, что лучше всего детки запоминают рекламные слоганы, доносящиеся из ящика. недавно наблюдала такую картину: в песочнице у девочки из трещины в ведерки песок высыпается, а ей мальчик лет четырех говорит: "У тебя Скиттлс прохудился!"))))

    • А запоминаются рекламы почему? Потому что реклама крутится много раз в день и дети ее постоянно видят. А стихи, даже если и выучили, то вспоминаем очень редко. Это закон - хорошо запоминается то. что постоянно мозолит глаза и попадает в уши.

  7. А мой двухлетний внук с удовольствием слушает Чуковского и повторяет, как может.

  8. Вот только стихи должны быть с определенной полезной информацией, тогда заучивание будет на пользу : на развитие мозга и памяти. А если стихотворение будет в стиле - что вижу - то пою - то кроме расширения словарного запаса (вдруг), особой пользы от него не будет.

    Взялся бы какой поэт зарифмовать школьную программу по точным наукам... чтоб все законы физики, химии, теоремы из математики можно было запоминать легко в форме стихотворения. Было бы и приятно и полезно.
    А "мороз и солнце - день чудесный" - мне по жизни ни разу не пригодились и не помогли. Может я и не права... Но когда мы говорить про развитие мозга, логического мышления, связей в голове ребенка - забивать эту голову надо чем то полезным, а не белым шумом.

    • Может, стихи Пушкина и других классиков Вам и не пригодились, но они формируют представления о богатстве, красоте и силе русского языка, расширяют активный словарь ребенка, побуждают говорить красиво, используя средства выразительности языка.
      Главное предназначение стихов - не полезность информации, а эмоциональная насыщенность. С помощью стихов мы получаем не столько знания, сколько учимся видеть и понимать чувства поэта.

    • А я обожаю Пушкина и каждый ра вспоминаю этот стих, когда на улице мороз.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи