Вопросы воспитания: что нельзя делать за ребенка.

22.07.2016

0004e5fЕсли ответить на этот вопрос одной фразой, то ответ будет звучать так: «Всё, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам». Только так ребенок станет самостоятельным и научится справляться с трудностями в его жизни. Конечно, совсем исключать контроль нельзя, но и делать все за него, потому, что у вас это получается быстрее и качественнее, нет никакой необходимости. Ведь вы это делать умеете, а ребенок должен еще  научиться. Тут необходимо ваше  терпение и только лишь возможность прийти на помощь, если в том возникнет реальная необходимость. Вспомните стихотворение Владимира Орлова из нашего детства:

Заморская принцесса по имени Агнесса,
Которой надоели короны и дворцы,
Дворцовые хоромы, охрана и приемы,
Приехала в столицу советской детворы.

Когда в Артеке лето, в Артеке вся планета.
До вашей родословной ребятам дела нет.
И здесь ты не принцесса, а девочка Агнесса,
Обычная девчонка одиннадцати лет.

Здесь все умеют гладить и пуговку приладить
И только у Агнессы все валится из рук.
Кусаются как волки колючие иголки,
Шипит как злая кошка рассерженный утюг.

Но через две недели иголки присмирели,
Утюг угомонился, теперь он как ручной...

Итак, разберем самые важные моменты, когда наша помощь ребенку не нужна:

Ответы, на вопросы, заданные ребенку.

Вы встретили знакомого и он спрашивает, обращаясь к ребенку:

 - Как тебя зовут?

- Миша, - говорит мама или папа, не дав ребенку раскрыть рта.

Как часто вы сами отвечаете на вопрос, заданный лично вашему ребенку? В магазине, в гостях, на прогулке, в школе?

В следующий раз попробуйте выдержать паузу и дайте ребенку самостоятельно дать ответ, не говорите и не договаривайте за него. Ваше естественное желание помочь ребенку, может привести к неумению ребенка говорить за себя, думать и выражать свои мысли. У ребенка пропадает потребность делать что-то самостоятельно, он рассчитывает на вашу помощь. Но ведь вы не будете рядом с ним постоянно!  Взрослея, ребенок должен научиться общаться с другими детьми, договариваться, искать общие темы для разговора, понимать последствия своих слов и поступков. Здесь нужна ваша мудрость, выдержка и такт.

Подготовка домашних заданий.
Многие родители беспокоятся, что если они не будут делать домашнее задание вместе с ребенком, то он ничего не успеет и сам ничего правильно не сделает. Необходимость постоянного контроля оправдана для первого класса.

7f47Далее необходимо постепенно приучать ребенка к самостоятельности в выполнении заданий. Не  сразу, не бросая все на самотек, а раз за разом увеличивая время, когда ребенок сам, без вашего присутствия, справляется с поставленной задачей.
Лучше всего  научить ребенка самостоятельно запланировать время на выполнение того или иного задания и договориться с ним, что к определенному часу вы подойдете к нему и сделаете проверку. Рассчитывайте на запас времени в 30-40 минут для исправления ошибок вместе с ребенком, но не делайте все за него целиком.

 Возможно, на первом этапе ребенок отвлечется на что-то постороннее и не уложится в установленное время, но именно это будет его опытом в распределении времени: чем дольше «сидим за уроками», тем меньше остается свободного времени на что-то еще (поиграть, почитать, погулять и т.п.).

Трудности ребенка в общении учителем.

1017607958У каждого ребенка и родителя периодически возникают ситуации, когда действия учителя непонятны или не совпадают с нашими желаниями. То задания много дали, то оценку поставили ниже, чем хотелось, то замечания сделал учитель...

Что родители делают в такой ситуации? Кто-то бежит разбираться в школу, кто-то возмущается дома, используя различные нелицеприятные речевые обороты.  "А Васька слушает да ест". Помните такую поговорку? Вот и ребенок слушает такие слова и ...

Родителям необходимо понимать, что ребенок должен видеть авторитет в своих учителях, доверять им, общаться с ними уважительно. Поскольку, в противном случае, это отрицательно скажется не только на восприятии материала и приведет к потере качества обучения, но и на отношениях с учителями сейчас и в дальнейшем.

Что же предпринять, чтобы избежать конфликта? Самое главное, не ставьте под сомнение личность учителя. Уберите из вашего лексикона фразы: «Ну зачем он просит это делать?», «Нас так не учили» и т.п. Также не «выясняйте отношения» с педагогом в присутствии ребенка, если вам кажется, что он несправедлив с вашим ребенком, а тактично, вежливо, как это подобает взрослым людям, спокойной поговорите с учителем, попросите у него совета. Ведь только находясь в «одной лодке» с педагогом вы и ваш ребенок добьетесь положительных результатов.

Мы разобрали только 3 наиболее распространенные ошибки, которые совершают почти все родители. Об остальных ошибках поговорим  в следующий раз. Часто, желая своему ребенку только хорошего, мы не понимаем, что таким образом оказываем медвежью услугу.

Остановитесь на минутку и посмотрите на ситуацию со стороны. Ваш ребенок - это самостоятельный человек, который имеет свои интересы и желания, свою линию жизни. Вы, как бы вы не хотели, не сможете всегда быть рядом. Что будет, если вас рядом не окажется? Сумеет ли ребенок сам  решить свои вопросы? Сам справиться с задачами?

Вот это и есть первостепенная задача для родителей - научить ребенка справляться с трудностями самостоятельно, не рассчитывать на кого-то, уметь найти выход  из различных трудных ситуаций. А достичь этого можно только одним путем - дать ребенку максимум самостоятельности, не забывая, конечно, контролировать его действия.

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.  Эрнст Легуве 

 


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.