Умный ребенок. Гулять или заниматься?

25.07.2017

В сентябре бабушка третьеклассника  с гордостью рассказывает, что все лето старательно занимались с мальчиком. Гуляли по 3-4 часа в день, а потом читали, писали, решали примеры.

Так и хотелось спросить: «И зачем?»

По мнению бабушки, ребенок очень хорошо провел лето, т.к. были привлечены все возможные способы развития ума. А вот если ребенок будет носиться по двору с ровесниками, то обязательно наберется чего-то плохого, потому это необходимо исключить. И ребенок почти полностью был лишен свободного общения во дворе.

И таких родителей я встречаю нередко.

Как часто мы лишаем ребенка возможности побегать, поиграть в прятки, выбивалы во дворе просто потому, что нечего тратить зря время? Надо учиться, набираться ума-разума, готовиться к школе. И сидит  такой ребенок, мучается за столом над  тетрадками… И это летом! Летом, когда необходимо бегать, набираться новых впечатлений, знакомств, опыта.

А самое главное, что пользы от такого «полезного» времяпровождения будет немного, если вообще будет.

Я часто говорю, что развивать ребенка можно между делом, включая развивающие игры и упражнения в бытовые ситуации. Так, затрачивая немного времени, но несколько раз в день, мы стимулируем мозг ребенка, что обязательно положительно скажется на учебе. И обязательно давать много двигательной активности! Ребенку необходимо бегать, прыгать, визжать и пищать не для того, чтобы докучать соседям, а для того, чтобы формировался его мозг. Как ни странно, но движения - отличный стимулятор мозга. 

А недавно я в очередной раз нашла документальное подтверждение этого. Американская нейробиолог Сузуки Венди - доктор наук, руководитель интерактивной исследовательской лаборатории Нью-Йоркского университета всю сознательную жизнь занимается исследованием мозга и формированием познавательных процессов в нем.  

В результате своих многолетних исследований, Сузуки Венди пришла к выводу, что аэробные нагрузки очень хорошо влияют на мозг человека в любом возрасте. Было отмечено, что аэробные тренировки 2-3 раза в неделю уменьшают проявления тяжелых нарушений мозга в пожилом возрасте, а в молодом возрасте стимулируют развитие памяти, внимания, скорости восприятия и мышления. А разве нашим детям не это надо?

Тогда почему мы лишаем детей такой возможности?

Что такое аэробные тренировки?  К аэробным упражнениям относятся любые виды двигательной нагрузки без отягощений – ходьба, бег, прыжки на скакалке, езда на велосипеде, плавание, подвижные игры (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.), выполнение движений под ритмичную музыку и даже танцы.

Конечно, очень хорошо, если ребенок ходит на секцию футбола или тенниса, на плавание или танцы. Но даже если этого нет, а ребенок просто бегает во дворе, плавает в бассейне или на море, - это отличная тренировка. Тренировка не только физической подготовки ребенка, но и развитие ума!

И механизм действия  очень простой – в процессе аэробной тренировки мозг обогащается кислородом, образуются новые нейроны, от которых зависит работоспособность мозга, некоторые мозговые центры увеличиваются в размерах, происходит образование необходимых  нейротрансмиттеров. Нейротрансмиттеры – это такие вещества, которые передают импульсы от нейрона к нейрону, заставляя мозг выполнять определенное действие.  Благодаря этому улучшается память и внимание человека и вообще работоспособность  мозга.  

Нет возможности сейчас водить ребенка на тренировки? Бегом во двор! Бегать, гулять, играть с друзьями! Только без планшетов и телефонов, т.к. они вашему ребенку не друзья.

Все вышесказанное вовсе не значит, что можно забросить все занятия и только бегать во дворе. Нет. Конечно, занятия ребенку  нужны, но проводить их необходимо так, чтобы ребенок не устал, вставлять нужные игры и упражнения в бытовые ситуации, делая их между делом. Тогда и ребенок не будет уставать и отказываться от занятий, и вы избавитесь от необходимости заставлять ребенка.

Какие игры можно использовать? Да их великое множество. Большую часть игр и упражнений я даю на тренинге  для школьников СтартУм, а многие игры вы и сами знаете, но просто не используете. Напомнить вам?

«Я знаю 5…», «Что изменилось?», «Эрудит», «Найди 10 отличий» и т.д.

Как наш мозг влияет на поведение и как наше поведение может изменить мозг? Об этом книга Сузуки Венди «Странная девочка, которая влюбилась в свой мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее». Несмотря на то, что книга написана   ученой дамой,  которая всю свою жизнь посвятила науке, а язык науки очень сухой,  книга читается  на одном дыхании. Книга художественная, даже  автобиографическая, но имеет под собой точные научные обоснования, что заставляет внимательнее прислушаться к тем рекомендациям, что дает автор.

Умный ребенок - это не тот, который ходит в очках и весь день сидит за учебниками. Сейчас умным можно назвать того, кто быстро находит выход из любой ситуации, кто может самостоятельно найти нужную информацию и сделать определенную работу быстро. А это возможно только, если мозг полноценно развит. И физическое развитие ребенка в этом вопросе имеет огромное значение. 

А как вы относитесь к двигательной активности ребенка? Как проводит ваш ребенок свое свободное время?  


Комментарии к записи "Умный ребенок. Гулять или заниматься?"
Перейти к форме комментирования
  1. Уважаемая Татьяна. Я с Вами абсолютно согласна. Много двигаться для ребенка очень важно. Гуляем с детьми каждый день в любую погоду. Сын катается на велосипеде, а я с дочкой - на роликах. Пока у дети гостят у бабушки, они целый день играют с водой, песком, роются в земле и очень довольны. А для развития летом играем в муху, в большое мемори (для улицы), разгадываем ребусы и играем в настольные игры.

    • Оксана, прекрасно! И я абсолютно уверена, что ваши дети в школу придут более подготовленными, чем те, кто сидит за столом и учится.

  2. Я согласна с автором статьи. Мы живём в деревне и мой ребёнок 7 лет почти целый день на улице. Ещё дочка 3 раза в неделю ходит в спортивную школу, где они занимаются 2-3 часа на улице, думаю, что двигается она достаточно. Занимаемся мы по 20 минут в день математикой по тетрадям Кумон. Иногда пишет прописи и просто списывает небольшие тексты. Перешла во 2-ой класс.

    • Анна, верно. БОльшую часть дня гулять и немного позаниматься и почитать - вот отличный расклад дня на лето.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.