Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».

23.10.2011

Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся  делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

                            Сказка о молоточке.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и  никого не нашел. Мишка оставил свой след.  Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках  Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был  Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка  решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек  на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я   Ударение - волшебный Молоточек».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом "позовите" это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  •        чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо "позвать" его,  произнося  нараспев.
  •        Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними.  Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение. 

 

 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек»."
Перейти к форме комментирования
  1. Всем доброго времени суток . Спасибо за подсказку , что слово надо пожалеть очень , очень помогли . Дочь сразу все поняла и у нас теперь нет проблем с ударением ))) ура !!! Благодарю Татьяну Джало за последний комментарий , что нужно ребёнка учить хорошему и интересному !! Именно учить !!! Благодарю

  2. Татьяна! Спасибо за сказку... Но вот когда ребенок начал пробовать звать -петь слова... Получилось: качелииииии, молокооооо, небоооо, Мишкаааа. И опять ставим неправильно. В закрытом слоге ещё кое-как получается. Но как гласная последняя - полный провал!
    Кроме того, подозреваю, что он не понимает до конца само понятие ударения. Говорю ему с четким выделением:Яблоко. Какую гласную мы слышим громко и чётко? Отвечает: - Я! .....- значит ударение на какую гласную, сынок? На вторую О!!!! Аут.
    Заранее спасибо за ответ.

    • Нелли, в том трудность и состоит, что когда ребенок слово поет или произносит по слогам, ударение не чувствуется, все слоги произносятся почти одинаково. Поэтому слово надо "позвать". Не петь, а сказать так, будто зовешь слово. Представь, что слово далеко-далеко, и нам надо его позвать. Как ты зовешь друга, когда хочешь погулять? Вот так же позови и это слово. Какой слог мы тянем и произносим громче? Вот этот слог и будет ударным, по нему молоточек бьет-ударяет. Попробуйте.

    • Нелли, Вы правы - приём "слово звать" не помогает!!! За 20 лет учительства это поняла! Мы с ребятами произносим слово 3 раза, например: мороз, мороз, моро-о-з! И, когда в третий раз произносим слово - ударение появляется само собой!!! Я уверена - этот приём Вам наверняка поможет! Проверено 20-летней практикой!!! Удачи!

      • Елена , спасибо большое помогло три слова! Попробовали 3 варианта: позвать, вопросительно и три раза назвать. Дочке ваш вариант больше всего понравился, сказала самый простой , без остановки расставила целую страницу ударений. Хотя до этого вообще не могла с этим справиться! Спасибо Вам большое !

    • Надо слово пожалеть, как бы погладить и произнести его.. Как кошку когда гладим произносим нараспев Мууурка, Мууурка или Бааарсик, Бааарсик, Дееерево, Дееерево, Стооолбик и т.д. как бы пожалеть..

  3. А не проще научиться произносить слова вопросительно?
    Мишка? Ёжик? Медвежонок?

    • Нет, не проще. Дети дошкольного возраста и первоклассники плохо владеют своим голосом и не всегда могут передать нужную интонацию. Еще хуже они различают интонации чужого голоса, это было выяснено в ходе экспериментов российских психологов. Поэтому вопросительно произнести слово смогут не всегда правильно. К тому же, таким образом мы ставим перед ребенком сразу 2 трудных задачи - произнести с вопросительной интонацией и услышать ударный звук. Это заведомо обрекает ребенка на ошибку.

  4. Очень классная сказка.Мне для школы пригодилась)))

  5. Спасибо большое за сказку. С ударениями была просто беда. А дочке прочитала сказку, немного потренировались и всё получилось.

  6. Отличная сказка:)

  7. Эх, ваши бы уроки, да к нам в школу. Как жаль, что многие учителя работают просто по учебнику, не превращая урок в своеобразную игру. Моя племянница с неохотой идет в школу, потому что ей просто там скучно. Во всяком случае она так говорит. Может дать ей с собой в школу адрес вашего сайта? Или это не этично?

    • Вета, адрес сайта здесь не поможет. А в школе не всегда получается интересно, потому что программа и ограниченное время урока часто не позволяют это делать.
      Учите девочку видеть интересное и хорошее во всем. Это умение само не приходит, надо учить. Обычное событие рассматривать с позиции хорошо - плохо и делать акцент на хорошем.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.