Учим писать без ошибок.

19.03.2012

Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема.  Сегодня я хочу  затронуть  вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто?Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.


Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

 

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.

 

Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.

 

Все кажется  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

 

Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше рано.  Если ребенок научится писать  без ошибок, списывать  правильно, тогда у  него  сразу будет формироваться  правильная позиция  успешного ученика и учиться ему будет легко .

 

Есть вопросы? Пишите в комментариях 

Сделайте доброе дело, поделитесь с другими, нажмите на кнопочки соц. сетей. 

 


Комментарии к записи "Учим писать без ошибок."
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо вам за очень полезную и интересную статью! Она мне очень сильно помогла, теперь я буду вашим постоянным посетителем.

  2. А как можно посмотреть видио
    Пишем без ошибок, очень надо, есть проблемы в школе, ребенок во 2 классе

  3. Советы очень ценные. Кстати, регулярное списывание готовых качественных текстов помогает повысить уровень грамотности не только детей, но и взрослых. Считаю этот метод гораздо эффективнее, чем традиционные задания в школьных учебниках русского языка типа: "Спишите, вставляя пропущенные буквы..."

  4. http://chitalochka-ru.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif

  5. Побывал у Вас, понравилось! Удачи!

  6. Полезные советы! Мне скоро предстоит учить свою красавицу писать. До чтения этой статьи мне казалось, что списать с листа бумаги пару строк не должно составить труда для ребенка. Теперь понимаю, что я ошибалась. Вообще, чтобы понять ребенка, хотя бы иногда нужно пытаться оказаться на его месте. Я вот подумала, почему бы взрослым иногда не попытаться взять ручку в левую руку и не вывести КРАСИВО несколько слов. Лично у меня получается с трудом. А каково ребенку, который только что освоил азбуку и начал читать по слогам?! Мы почему-то не всегда уважаем труд детей. Недопонимаем как им не просто.

    • Соввершенно верно, Светлана, мы с высоты собственного опыта не понимаем, как детям трудно учиться. Ведь сами уже просто забыли, как плакали над этими палочками и крючочками. пока научились писать, как уставали от чтения.
      А чтобы понять детей, надо поместить себя в непривычную обстановку, хотя бы на несколько часов. Вот когда голова пойдет кругом от непривычного сидения или шума, тогда все станет ясно.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.