Как встроить развивающие занятия в свой день, не тратя на это много времени

08.02.2018

Техника безопасности (для родителей)

Нам в жизни всегда и везде приходится сталкиваться с техникой безопасности. Как  безопасно пользоваться утюгом  или микроволновкой, как безопасно работать ножницами или иголкой… Когда мы устраиваемся на работу, то обязательно знакомимся с техникой безопасности  и даже дети в школе изучают правила безопасного поведения.

А вот о безопасности родителей мы задумываемся редко, если вообще задумываемся. И речь сейчас не об электроприборах в быту и бытовой химии. Речь о другом – об эмоциональном состоянии родителей.

«Все ради ребенка». Под этим лозунгом живут многие семьи, а особенно мамы.  И ребенку всегда достается лучший кусочек торта, больше котлет (потому что мама «не хочет»), исполняются все желания  по масимуму возможностей, при этом забывается, что интересы и желания есть и у родителей. Но ведь ребенок важнее!  А о своих желаниях мама подумает когда-нибудь потом. На пенсии. Если они еще будут актуальны.

А стоит ли? Стоит ли ставить желания ребенка на первое место? Стоит ли отказываться от свои интересов и желаний ради ребенка?  Иногда мы оправдываем это тем, что ребенку надо учиться и потому просто необходимо половину бюджета семьи тратить на репетиторов, а все свое время посвятить занятиям с ребенком. Чтобы у него не было свободного времени даже подумать  о каких-то  друзьях или прогулках. Учиться надо!

И в результате   наших стараний мы видим ребенка, который ничего уже не хочет. Он только учится и то из-под палки, и маму, которая  «замучена бытом и уроками», маму, которая  забыла, когда последний раз о чем-то мечтала, куда-то ходила, ведь  ей все некогда – надо заниматься ребенком, всю себя посвятить ему.  

А стоит ли это делать?

Да, конечно, ребенку надо помогать, ребенка надо развивать, с ним необходимо играть и заниматься. Но ведь все хорошо в меру. И заниматься с ребенком можно между делом, когда у вас м у ребенка есть несколько свободных минуток. Поверьте, результат будет не хуже, а только лучше.

  1. Планирование – наше все

Как бы ни казалось, что планирование отнимает время, которого и так мало – это основной и очень важный момент.

Мечты не станут целями, пока не примут материальный образ на бумаге. Как только мы начали писать план, то уже прикидываем где, когда и как можем его воплотить.

Каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда. (Брайан Трейси)

 

  1. Имейте небольшой арсенал у себя под рукой

Заранее сложите в коробку или на полку все необходимое: чек-лист с заданиями, распечатки, книги, канцелярские принадлежности. Чтобы сразу взять все необходимое и заниматься.

 Это как, скажем, планировать меню на неделю.

За час-два до ужина вы думаете, чтобы приготовить? Обдумываете варианты, а ревизия холодильника покажет – воплотится ли задумка.

Вы пишите список блюд (о планах – было выше), которые хотите приготовить, закупаете необходимые продукты. И дальше просто готовите по списку – все необходимое у вас есть.

Думаю, разница очевидна.

  1. Долой перфекционизм!

Не замахивайтесь на сложные занятия – длительные, требующие тщательной подготовки.

Если запланировать занятие с кучей карточек, пособий, раздаточных материалов – велик шанс, что этого мы не сделаем никогда. Встроить 1–1,5 часовые занятие в свой день непросто, а на подготовку потребуется много времени. Берите простые упражнения, на реализацию которых потребуется минимум времени.

Ежедневных занятий по 15–20 минут – достаточно, чтобы начать тренировать какой-то навык. Но можно заниматься и не каждый день, делать занятия более длительными – это тоже допустимо. Подбирайте такой вариант, который будет удобным именно для вас.

Пусть занятия пройдут в неидеальном месте и неидеальных условиях.  Главное – делать. Но делать …

 

  1. … регулярно!

Только регулярные занятия дадут результат. Почему?

Есть такой закон развития «закон перехода количественных изменений в качественные». Количественное изменение не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению. Причем произойти это может неожиданно, как скачок.

Помните, как ребенок учился ходить? Он 9–12 месяцев тренировался: сидел, ползал, стоял ... пока однажды “вдруг” не пошел!

Качественные изменения возможны только при многократной тренировке. Поэтому, не нужно требовать от детей немедленных результатов.

 

  1. Только позитив

Заниматься с детьми нужно интересно и весело! Ведь ведущая деятельность ребенка сначала – игра, потом – учеба. Но четких границ – когда, во сколько лет точно один вид деятельности сменяет другой – нет! Это происходит постепенно.

И поступление ребенка в школу не отменяет его право на игру. Поэтому даже в младшей школе очень эффективно учиться играя. Ободряйте ребенка, шутите, улыбайтесь … Все равно результат вы увидите не сразу)

А время с ребенком, проведенное с удовольствием, не считается потерянным.

Инструкция по встраиванию

  1. Привяжите занятие к режиму дня

Вспомните, как начинается и заканчивается ваш день? У каждой семьи есть свои ритуалы (ключевое слово РИТУАЛЫ), то, что повторяется изо дня в день, и незыблемо выполняется. Значит, привязав занятия к режимным моментам, мы никогда их не пропустим!

Как правило, завтракаем и ужинаем мы всей семьей. Что это нам дает в контексте занятий?

Например, ввести традицию – английский (немецкий, китайский) завтрак. Договариваемся, что в это время мы будем разговаривать по-английски. После еды, 5–10 минут уделяем написанию букв, слов. Небольшой мультфильм на иностранном языке завершит традицию. Так можно провести полноценное 30 минутное занятие!

Пока мама готовит, в это время также возможно заниматься. Прямо на кухне: почитать вслух, выучить стих, повторить таблицу умножения, выполнить задание в тетради…

У вас есть традиция читать перед сном? Это отличная возможность потренировать технику чтения: вслух, молча, тихо или громко, по ролям, вверх ногами … – заданий существует великое множество. Чтение – это вообще всесторонне развивающее занятие. Можно тренировать память, внимание, мышление, речь.

  1. По дороге, в машине, на площадке

Даже если школа находится неподалеку, у вас есть 5–10 минут на занятия по дороге! Подойдут игры на устный счет, внимание, наблюдательность и т.д.

А если вы едете в машине, то можно делать артикуляционную гимнастику, проговаривать скороговорки, подобрать развивающую аудио сказку. В длительный путь обязательно возьмите карандаш и блокнот – кроссворды, анаграммы, игры типа «Балда», “Морской бой”, “Крестики–нолики” – всегда беспроигрышный вариант.

  1. Волшебные письма

Ребенок просыпается утром и находит письмо от Гнома или Волшебника. Послание нужно прочитать! Но ведь чужие письма читать нехорошо, поэтому ребенок читает его сам – прекрасный способ тренировки техники чтения. Да, Гном может не только письма писать, но и присылать другие задания.

Этот прием не будет работать долго, но со временем он может перерасти в обычай делать какие-то упражнения каждое утро. Можно заранее распечатывать нужные задания, а утром их выполнять.

  1. В родном доме и стены помогают

Для ребенка нужно создать среду, которая будет стимулировать развитие. Об этом много писали Виктор Шаталов, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Борис Никитин и другие педагоги. Применять, так называемый принцип “Соленого огурца”. Вокруг ребенка надо создать такую обстановку, чтобы он напитывался, как огурец в бочке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был, в рассоле он рано или поздно просолится.

Прекрасно подойдут таблицы, плакаты, майнд-карты, развешанные на стенах.

 

А как вы занимаетесь с детьми дополнительно? Поделитесь своими секретами в комментариях!


Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.