Как учить с ребенком стихи?

18.01.2012

 

О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.  Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.  Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.  Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано.  А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

 

Кстати, чем интереснее и веселее стихи,  тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать интересные и ритмичные стихи

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение  В. Орлова  «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,

Даже молодой, -

Вежливая птица:

Он всегда

Перед едой

К червячку

Стучится!

 2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

 

 3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

 

 4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

 

 5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.  Здесь можно  сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» - показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» - постучать по столу.

 

Так можно придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.  Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

 

 6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.  Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

 

 7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.  Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

 

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, - вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».  Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

 

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

 

 8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

 

Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.  Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

 

 9 этап.  Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

 

Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

 

Интересно услышать, как Вы учите стихи с детьми?  Какие встречаются проблемы при заучивании и как Вы с ними справляетесь?


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Как учить с ребенком стихи?"
Перейти к форме комментирования
  1. А что же делать, если в школе задали неинтересное для ребёнка стихотворение (зима Сурикова)? Там просто про приход зимы, для ребёнка смысла мало. Ещё и старорусские слова и обороты присутствуют. Всего 16 строк, а 2 дня бьемся и никак, а выучить то надо

    • Дарья, использовать те приемы, которые есть в этой статье. Даже на большом стихотворении они работают. Но важно обратить внимание еще на один момент - отношение к этому стихотворению. Если ребенок будет чувствовать, что родители недовольны и считают, что стихотворение скучное и ненужное, то и учить его будет трудно. Он на уровне чувств понимает, что это "ненужная" работа. А вот, если вы покажете, как красиво автор описал зиму, обсудите, почему он увидел именно эти картины,где их можно увидеть, то запомнить будет легче. Предложите ребенку нарисовать, устно описать эти картины. Прочитали первые 4 строки. Что ты увидел? Что ты услышал бы, если оказался там? Чем пахнет? Подключая разные органы чувств, мы запоминаем легче. Успехов!

  2. Вот знаете, у нас такая проблема, сын постоянно меняет слова местами или заменяет их словами, близкими по смыслу. Сейчас ему 6 лет и он не знает ни одного стиха. Я раньше с ним мало занималась, все отладывала на потом, потому что он занимался с неохотой. Ну а теперь совсем уже большой, читает во всю, а вот со стихами не складывается((( Подскажите что делать в такой ситуации. Боюсь, ему сложно в школе придется, концетрации никакой.

    • Алла, конечно, надо тренировать память ребенка и заучивать стихи. Вы пробовали учить то той схеме, что я написала? Сначала возьмите маленькие двустишия и прямо по шагам учите. Когда 2-3 строки ребенок будет запоминать хорошо, переходите к 4-6 строчным стихотворениям. Важно, чтобы они были понятны и интересны ребенку. Следуйте схеме, предложенной выше, и все у ребенка получится.

  3. Дети неохотно учат стихи напамять. Но их можно и нужно увлечь! Я помогаю детям учить стихи с помощью пиктограмм или (и) соответствующих содержанию текста движений. Детям нарвится, и они даже не замечают. как стихотворение выучено. Главное - потом повторять его. как Вы советуете.

  4. А мы стихи учим по-разному. Иногда движениями показываем значения слов или фраз, иногда даже поем. А результат демонстрируем попугаю. Он на удивление внимательно слушает, а по завершении непременно что-нибудь чирикнет. Моей Олечке это очень нравится. Она расценивает это чириканье, как благодарность, спрашивает не желает ли красавец послушать еще раз, попугай ей чего-то отвечает и она вновь ему декламирует заученное. Если забывает и сбивается, то извиняется перед попугаем и пытается вновь. Один момент, я стараюсь приучить дочку учить не только текст, но и автора с названием. По идее нужно не просто красиво рассказать стихотворение, но прежде назвать четко автора и название произведения. Но у нас не всегда получается. 🙂

  5. Татьяна, очень хорошие и полезные советы по заучиванию стихотворений с детьми! Большое спасибо! Скоро внуки пойдут в первый класс, очень пригодится. А в детском саду приблизительно мы так и учим стихотворения. Просто у меня детки маленькие (2-2.5 года). На этапе заучивания, я проговариваю начало , а их прошу договаривать последние слова фразы и постепенно прибавляем по слову.

  6. Большое спасибо за рекомендации.

  7. Да, маленькие дети легко воспринимают на слух. И так забавно с ними читать стихи или небольшие сказки.

  8. а как насчет детей дошкольного возраста и стихов н иностранном языке? Живу в Казахстане и дети ходят в садик , где в основном говорят на казахском языке. Я язык не знаю, но стихи учить приходится.

    • Ольга, в таком случае трудно Вам, поскольку Вы язык не знаете. А дети, общаясь, быстро начинают понимать и говорить на любом языке. Самым трудным тут, по-видимому, будет осмысление текста. Придется Вам опираться на знания детей, если рядом нет людей, знающих язык. Успехов Вам и вашим детям!

  9. Никогда не использовала какой-то специальной методы, просто учили по строчкам, дети на ходу запоминали. Видимо, хорошая память - это у нас наследственное:)

  10. Точно - и ритм! Как раз первый стих у меня и был связан с ритмом и движением, это был хоровод (мне показалось, что хороводов слишком маленький выбор). Татьяна, стихи у меня все собраны на сайте - 44konverta.com, рубрика "Рифмовки и стихи для малышей". Буду очень признательна, если выскажете свое мнение, а то я не очень понимаю - я туда вообще работаю или не туда)). Спасибо за эту тему!

  11. Большое спасибо за рекомендации - как всегда у вас все четко и понятно. Вот если бы вы еще написали пост о том, что характеризует стихи, которые детям заучивать не только интересно, но и полезно - было бы очень любопытно... Я сейчас пытаюсь сочинять, и мои критерии пока - четкость образов, динамика, насколько возможно богатая лексика. А ведь наверняка есть что-то еще)). Большое спасибо за публикации, и ссылку у вас нашла крайне любопытную. Успехов вам во всем.

    • Светлана, совершенно верно. Детские стихи должны соответствовать именно этим критериям плюс ритм. Дети очень любят стихи с четким ритмом, который легко протопать или прохлопать. Интересно было бы почитать Ваши стихи. Желаю успехов Вам!

  12. Какие полезные рекомендации! Спасибо и заходите в гости.

Александра, Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.