Если у ребенка дислексия.

13.11.2017

Одной из распространенных причин трудностей с чтением и письмом является дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.  Она  возникает вследствие   несформированности  или нарушения  высших психических функций.  Это явление  не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям.  Проявляться дислексия может по-разному:

Ребенок очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);

Очень быстро устает при чтении;

Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;

При чтении  или после него жалуется на сильную головную боль;

Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;

Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Если у ребенка есть стойкие нарушения при чтении и письме, то необходимо обязательно проконсультироваться  с логопедом.

По мнению  специалистов,  дислексия поддается  коррекции, но необходимы постоянные занятия. Оставлять все и надеяться, что  пройдет с возрастом или само по себе не стоит. Так можно только усугубить ситуацию и создать дополнительные трудности для ребенка. 
Есть разные способы помощи ребенку с таким диагнозом, и один из них - методика Дейвиса, которая  представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией.  Всю методику представить здесь нет возможности, но некоторые рекомендованные приемы перечислю.

Приемы,  рекомендуемые для коррекции дислексии:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития  оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".

Особенности ребенка с  дислексией в том,  что он  воспринимает только трехмерное изображение. Двухмерный и, к тому же, непонятный символ может вызвать у него замешательство.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Конфуций.

То, что мы слышим, усваивается на 20%, то, что видим – на 40%, а вот то, что сделали,  усваивается на  80%. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры  ребенку необходимо  сделать самому  в трехмерном измерении  и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого стоит проверить, правильно ли расположены объемные буквы.   Нужно  проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у ребенка  трудности, то нужно дополнительно  поработать именно с этими буквами.   Работать с определенной  буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.

Важной особенностью ребенка с дислексией  является  то, что слово воспринимается целиком, как единое целое и ребенок часто его просто отгадывает. Отсюда и ошибки, и непонимание текста.

Мы можем помочь ребенку и пройти с ним 3 шага:

1 шаг - прочитать по буквам.

Цели:

- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;

- помочь научиться узнавать группы букв как слова.

На этом этапе рекомендуется брать легкие для чтения и понимания  тексты.

2 шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам.

Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.

Если ребенок  прочитал и не может произнести то,  что прочитал, то необходимо помочь.  Сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить.  Многократное чтение слов и создание образа  этого слова в голове помогает ребенку в освоении навыка чтения.

3 шаг - пунктуация в образах.

Цель: понимание читаемого материала.

После каждой законченной мысли стоит знак препинания, который выделяет, подчеркивает эту мысль.  Каждую законченную мысль можно не только написать, но и  изобразить или прочувствовать. Потому  ребенку необходимо представить  то, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить ребенка  представить в уме то, что он только что прочел.

Эти  три шага не решат полностью проблему с  дислексией, но могут помочь ребенку в  освоении навыка чтения.

И, конечно, консультации и занятия с логопедом  должны быть обязательно. Чем раньше вы найдете причину трудностей в чтении, тем легче ее можно исправить и помочь ребенку овладеть чтением на хорошем уровне.


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.