Что мы не знаем о речи? 3 главные функции речи.

Есть вещи, о которых мы практически никогда не задумываемся. Наверняка, многие из нас не задумывались о функции речи. Мы принимаем, как данность, что речь нам нужна для общения. И это совершенно верно. Но оказывается, что на этом функции речи не ограничиваются.
В настоящее время выделяют 3 функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, имеют важное значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.
Самая первая, древнейшая функция речи - коммуникативная. Речь нам нужна, в первую очередь, для общения. И развивается эта функция речи уже в 1,5-2 года. В процессе общения с окружающим миром, ребенок усваивает новые понятия, устанавливает контакты с детьми и взрослыми, играет, что формирует эмоционально-волевые качества ребенка, развивает его мышление.
Далее формируется познавательная функция речи, с помощью которой развиваются представления об окружающем мире, память ребенка, умение выразить свою мысль и, что самое главное, создается основа для развития обобщенного мышления, умение анализировать и сравнивать предметы. Эта функция начинает развиваться уже в 3-4 года.
А последней развивается регулирующая функция речи, та, от которой во многом зависит поведение ребенка. О существовании этой функции речи многие даже не догадываются. А только удивляются, почему ребенок не выполняет Ваши указания? Почему на уроках не делает половину заданий? Почему зовешь-зовешь, а он даже головы не повернет?
Регулирующая функция речи у ребенка обычно развита к 4-5 годам. В это время ребенок уже понимает, что слова взрослых - это не просто слова, а инструкция к действию, которую надо выполнить.
Формирование регулирующей функции речи тесно связано с формированием внутренней речи ребенка. От развития внутренней речи зависит, сможет ли ребенок программировать свою деятельность и управлять поведением.
Очень часто, при поступлении в школу, именно неразвитая внутренняя речь и регулирующая функция речи становятся причиной плохого поведения и учебы. И здесь не имеет значения интеллектуальное развитие ребенка. Ребенок может посещать до школы множество курсов, знать названия стран и материков, уметь считать до 100, но если не развита регулирующая функция речи и внутренняя речь, то проблемы в школе обеспечены.
Выход здесь один - обратить пристальное внимание на все функции речи и усиленно формировать внутреннюю речь ребенка перед поступлением в школу. Только так Вы сможете избежать проблем с поведением и учебой в школе, конфликты с учителями и одноклассниками.
Огромное спасибо за статью. Я интуитивно чувствовала, что так должно быть, но сегодня очередной винтик в моей системе мировосприятия вербализовался)). Срочно по всем соц.сетям.
Проблемы с речью, часто провоцируются и пестуются родителями, сюсюккающими с детьми. Считаю, что с младенчества с ребенком нужно говорить правильно и членораздельно, тогда и дите начнет говорить рано и понятно для всех.
Как практикующий воспитатель детского сада скажу, что проблемы с речью провоцируют проблемы поведения не только в школе, но и в саду. Все наши "сложные" дети - это те, кто плохо разговаривает, не может себя выразить, вступить в диалог с ребятами или взрослыми.
И мы видели потрясающие результаты у детей, которые занимались с логопедом.
Наш инспектор советует взрослым максимально рано обращаться к специалистам, не дожидаясь усугубления. Это снимает множество проблем в будущем для малыша и его родителей.Проект "Стихи 2+3" дал хорошие результаты:
А в саду мы тоже занимаемся развитием речи - учим стихи наизусть - по одному в неделю.
Стихи запомнили вместе с новыми словами, которые в обычной речи не часто звучат, звуки произносить четко научились....
Совершенно верно, Ирина. Занятия с логопедом крайне необходимы деткам, у которых есть проблемы с речью. А проблемы эти не всегда видимы сразу. иногда они начинают проявляться уже в школе. Отсюда вывод: консультация логопеда необходима всем детям до школы.
Замечательно написано, просто добавить нечего!.. ))
Мы этого избежали. Но лучше не тянуть, если есть проблемы.
Абсолютно верно, Алиса!
Нас походу в будущем логопед тоже дожидается..
Ничего страшного в этом нет. Для многих современных детей это самый необходимый помощник до школы.