Что мы не знаем о речи? 3 главные функции речи.

24.06.2012

Есть вещи, о которых мы практически никогда не задумываемся. Наверняка, многие из нас не задумывались о функции речи. Мы принимаем, как данность, что речь нам нужна для общения. И это совершенно верно. Но оказывается, что на этом функции речи не ограничиваются.


В настоящее время выделяют 3 функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, имеют важное значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.


Самая первая, древнейшая функция речи - коммуникативная. Речь нам нужна, в первую очередь, для общения. И  развивается эта функция речи уже в 1,5-2 года. В процессе общения с окружающим миром, ребенок усваивает новые понятия, устанавливает контакты с детьми и взрослыми, играет, что формирует эмоционально-волевые качества ребенка, развивает его мышление.


Далее формируется познавательная функция речи, с помощью которой развиваются представления об окружающем мире, память ребенка, умение выразить свою мысль  и, что самое главное, создается основа для развития обобщенного мышления, умение анализировать и сравнивать предметы. Эта функция начинает развиваться уже в 3-4 года.


А последней развивается регулирующая функция речи, та, от которой во многом зависит поведение ребенка.  О существовании этой функции речи многие даже не догадываются. А только удивляются, почему ребенок не выполняет Ваши указания? Почему на уроках не делает половину заданий? Почему зовешь-зовешь, а он даже головы не повернет?


Регулирующая функция речи у ребенка обычно  развита к 4-5 годам. В это время ребенок уже понимает, что слова взрослых - это не просто слова, а инструкция к действию, которую надо выполнить.


Формирование регулирующей функции речи тесно связано с формированием внутренней речи ребенка. От развития внутренней речи зависит, сможет ли ребенок программировать свою деятельность и управлять поведением.


Очень часто, при поступлении в школу, именно неразвитая внутренняя речь и регулирующая функция речи становятся причиной плохого поведения и учебы. И здесь не имеет значения интеллектуальное развитие ребенка. Ребенок может посещать до школы множество курсов, знать названия стран и материков, уметь считать до 100, но если не развита регулирующая функция речи и внутренняя речь, то проблемы в школе обеспечены.


Выход здесь один - обратить пристальное внимание на все функции речи и усиленно формировать внутреннюю речь ребенка перед поступлением в школу. Только так Вы сможете избежать проблем с поведением и учебой в школе, конфликты с учителями и одноклассниками.

 Об этом подробнее в видео курсе "Скоро в школу? Игровая подготовка к школе"


Комментарии к записи "Что мы не знаем о речи? 3 главные функции речи."
Перейти к форме комментирования
  1. Огромное спасибо за статью. Я интуитивно чувствовала, что так должно быть, но сегодня очередной винтик в моей системе мировосприятия вербализовался)). Срочно по всем соц.сетям.

  2. Проблемы с речью, часто провоцируются и пестуются родителями, сюсюккающими с детьми. Считаю, что с младенчества с ребенком нужно говорить правильно и членораздельно, тогда и дите начнет говорить рано и понятно для всех.

  3. Как практикующий воспитатель детского сада скажу, что проблемы с речью провоцируют проблемы поведения не только в школе, но и в саду. Все наши "сложные" дети - это те, кто плохо разговаривает, не может себя выразить, вступить в диалог с ребятами или взрослыми.
    И мы видели потрясающие результаты у детей, которые занимались с логопедом.

    Наш инспектор советует взрослым максимально рано обращаться к специалистам, не дожидаясь усугубления. Это снимает множество проблем в будущем для малыша и его родителей.
    А в саду мы тоже занимаемся развитием речи - учим стихи наизусть - по одному в неделю. Проект "Стихи 2+3" дал хорошие результаты:
    Стихи запомнили вместе с новыми словами, которые в обычной речи не часто звучат, звуки произносить четко научились....

    • Совершенно верно, Ирина. Занятия с логопедом крайне необходимы деткам, у которых есть проблемы с речью. А проблемы эти не всегда видимы сразу. иногда они начинают проявляться уже в школе. Отсюда вывод: консультация логопеда необходима всем детям до школы.

  4. Замечательно написано, просто добавить нечего!.. ))

  5. Мы этого избежали. Но лучше не тянуть, если есть проблемы.

  6. Нас походу в будущем логопед тоже дожидается..

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи