Безопасность ребенка.

21.05.2018

Приближается лето – каникулы для детей. Веселье, раздолье, свобода. К сожалению, не всегда у родителей получается все лето отдыхать с детьми. Часто мамы и папы большую часть лета, если не все лето, работают, и дети остаются сами по себе.

Даже если ребенка отправили в лагерь или к бабушке, это не гарантирует безопасность ребенка. К сожалению. Именно поэтому перед каникулами стоит обратить особое внимание на безопасность ребенка и научить ребенка безопасному поведению.

В школе постоянно проходят уроки, классные часы, внеклассные мероприятия на тему безопасности, но этого недостаточно. Как говорит статистика, количество похищенных детей ужасающе. А сколько травм и неприятных происшествий! Можно ли защитить ребенка от этого?

Что родители могут сделать, чтобы обезопасить ребенка?

ОДИН ДОМА

1.Покажите ребенку, что и как можно включать и выключать дома. Повесьте картинки-напоминалочки и обязательно прикрепите их на входную дверь. Например, перечеркнутый кран и плита. Но просто напоминалочки не работают. Наберитесь терпения и каждый раз, выходя с ребенком из дома, смотрите на напоминалочки и проверяйте, все ли вы выключили. И делайте это вслух вместе с ребенком. Через 2-3 недели у ребенка это войдет в привычку, и вы не будете переживать, выключил ли ребенок воду или плиту перед уходом.

2.Обговорите, кому и когда можно открывать дверь и что говорить, если звонят посторонние. И здесь важно обратить внимание, что не стоит говорить, что взрослых нет дома. Лучше сказать, что папа или мама спят, и будить я не буду, зайдите позже. Но мало это просто обговорить, необходимо проверить на практике, как ребенок усвоил. Создайте такую ситуацию, попросите подругу, соседку, которую ребенок не очень хорошо знает, позвонить вам в дверь и попросить открыть под каким-то предлогом (проверить газ, телефон, воду, дать попить, дать позвонить, помочь набрать номер телефона и т.д.). Если ребенок выполнил все правильно – прекрасно. Если нет – учим правильному поведению дальше.

3.Иногда случаются ЧП – пожар, взрыв, потоп. Конечно, нам очень хочется, чтобы это нас не коснулось, но все же стоит научить ребенка вести себя в такой ситуации. Обговорить, куда звонить и что говорить, куда прятаться и что делать. Причем, важно не просто поговорить, а именно проиграть эту ситуацию, чтобы ребенок запомнил. И лучше проиграть ее не один раз.

4. Вы никогда не знаете, что придет в голову вашему ребенку, в какую игру он захочет поиграть, а потому все опасные вещества необходимо убрать из зоны доступа ребенка. Даже, если ребенок - школьник. Простой пример. У третьеклассницы заболел живот, а мамы дома не было. Она достала сироп, который мама когда-то ей давала, и выпила. Сколько она выпила? Можно ли было в такой ситуации пить то лекарство? Не вышел ли еще срок хранения лекарства? В той ситуации все обошлось нормально, но все же это стоит предусмотреть тоже. 

НА УЛИЦЕ.

Ох, сколько раз каждый ребенок слышал, как надо вести себя на улице с посторонними людьми. Все дети знают, что с чужими уходить нельзя, в машину садиться нельзя, в незнакомые места без разрешения уходить нельзя. Вот только куда это знание девается в нужный момент? В интернете есть много роликов, демонстрирующих поведение ребенка с незнакомым человеком. Ролики сделаны в разных странах, но результат одинаков везде – повальное большинство детей уходит с незнакомцем добровольно уже через 30 секунд!!!  По статистике в России пропадает ребенок каждые 6 часов!!!

Что можно сделать, чтобы предупредить подобную ситуацию в своей семье?

Свой – чужой. Очень часто мы говорим ребенку инструкцию поведения в двусмысленной форме. Например, «не подходи и не разговаривай с подозрительным человеком». А какой этот человек? И у ребенка могут возникнуть ассоциации, что подозрительный человек сродни одноглазому пирату или сыщику из мультика. Много ли вы встречали людей такого вида? К тому же, люди с плохими намерениями никогда не будут так сильно выделяться, а наоборот, принимают облик добродушного или больного человека. А что надо сделать, если просит помощи больной человек или добродушный взрослый? Конечно, помочь. Ведь мы сами учим ребенка, что надо помогать и старших надо слушаться. Вот дети и слушаются…

Прежде всего, стоит объяснить ребенку, кто такие свои люди, а кто – чужой человек. В категорию "Свои" попадают только родственники, близкие друзья, соседи, с которыми родители познакомили ребенка и сказали, что этому человеку можно доверять. И вот это разрешение доверять очень важно. 

Часто мы встречаемся на улице с  малознакомыми соседями, сотрудниками, просто знакомыми людьми и ведем беседу. Ребенок видит это и может посчитать этого человека другом семьи, ведь вы приятно общаетесь с ним. И таких малознакомых людей у каждого взрослого может быть очень много, а потому ребенку необходимо донести, что есть друзья, которым можно доверять, а есть знакомые, которым нельзя доверять, т.к. мы их плохо знаем. Такие люди относятся к категории "Чужие" - можно разговаривать в присутствии родителей, но, когда ребенок один, разговаривать не стоит.

И здесь возникает вопрос – как уйти от разговора с малознакомым или не знакомым человеком, ведь нас учили быть вежливыми? Придумайте какую-то фразу, которая позволит ребенку быстро закончить разговор и уйти. И не просто придумайте, а научите ребенка ее использовать.

Что это может быть за фраза? Например, сказать « Я очень тороплюсь, потому не могу с вами поговорить» и сразу уйти. Здесь важно подчеркнуть, что ребенку надо уйти на достаточно безопасное расстояние и не продолжать разговор. Взрослые, особенно с плохими намерениями, хорошо знают психологию ребенка и легко могут разговорить любого ребенка. Потому необходимо прервать разговор в самом начале и уйти.

А что делать ребенку, если его просят о помощи? Надо помогать другим, но не забывать о своей безопасности. Если ребенок видит, что кому-то плохо, кто-то попросил его помочь, то необходимо позвать взрослых, которые есть поблизости – прохожих, продавца из магазина.  Важный момент, на который стоит обратить внимание  - взрослые не будут просить о помощи ребенка, а обратятся к другим взрослым. И даже, если поблизости никого из взрослых нет, ребенок помочь вряд ли сможет. Потому лучшее, что он сможет сделать – позвать взрослых.

Пойдем покажу.  Самая опасная ситуация, когда ребенка хотят куда-то увести. Чаще всего в этом случае ребенка приглашают покататься на машине, посмотреть зверушку, провести к маме, которая стоит в магазине. И здесь может быть несколько вариантов решения.

Если ребенку чужой человек говорит, что он отвезет к маме  или папе, то  может помочь специальный пароль. Договоритесь с ребенком, что если вы просите кого-то  привести ребенка домой,  к маме на работу или в аптеку, то сначала говорите специальный пароль. Это может быть слово, которое вы выбрали специально. Нельзя использовать для пароля имена и фамилию, название улицы или клички домашних любимцев. Эта информация может попасть к человеку из соцсетей, при наблюдении за вашим ребенком во дворе. Подберите такое слово, которое не сможет случайно возникнуть в данной ситуации. Это будет ваш пароль и ребенок может доверять и уходить только в том случае, если чужой человек назвал этот пароль.

Подобрать пароль мало. Выучить его мало. Необходимо обыграть подобные ситуации несколько раз, чтобы ребенок запомнил, как себя вести. Попросите соседей, друзей подыграть вам, а после этих тренировок смените слово-пароль! Ребенок уже запомнил, что и как делать в такой ситуации и теперь  пароль должен быть известен только вашей семье.

Пойду в гости. И еще одна ситуация, которая бывает сплошь  рядом, когда ребенок уходит гулять с друзьями или сам на другое место, в другой двор или  в гости к другу. Чтобы потом не метаться и не искать ребенка по всему городу, обговорите эту ситуацию и научите ребенка предупреждать вас, если он меняет место прогулки. К Вике пойти можно, но только после звонка маме и получения разрешения. Можно пойти в соседний двор или на другую площадку, но сначала необходимо позвонить маме и получить разрешение.

А для этого у ребенка телефон всегда должен быть на связи.  Как часто дети в школе подходят к учителю и просят позвонить маме, потому что у него на телефоне нет денег, а надо срочно позвонить. Это в школе, и учитель может помочь. А на улице? Или когда он один дома? Потому  оплаченный телефон – это тоже мера безопасности ребенка.

Чтобы научить ребенка звонить и предупреждать вас о том, что он задержится или  пойдет в библиотеку, просто сказать это ребенку мало. Ребенок учится всему, что видит у себя дома. Если вы сами будете звонить и предупреждать домашних о том, что задержались, что стоите в пробке, что зашли в гости и будете позже, то для ребенка это станет нормой поведения. Тогда он и сам будет делать подобным образом, не считая, что за ним следят или контролируют. 

И в заключение хочу еще раз подчеркнуть. Все ситуации предусмотреть, конечно, очень трудно, если вообще возможно. Но научить ребенка основам безопасности может и должен  каждый родитель. Самое трудное – научить. Просто рассказать будет мало. Все необходимо проиграть, создать тренировочные ситуации, чтобы ребенок сделал все необходимые действия  по-настоящему. И не один раз. Проигрывайте дома, на улице, в лесу. Только тогда вы можете быть уверенными, что ваш ребенок в безопасности, когда он научится безопасному поведению на практике.

И пусть ваш ребенок всегда будет здоров, счастлив.

Бывали ли в вашей семье опасные ситуации с ребенком? Как вы выходили из них? Чему вы научили своего ребенка? Будем рады, если поделитесь своими историями приемами безопасности  в комментариях.


Комментарии к записи "Безопасность ребенка."
Перейти к форме комментирования
  1. Очень полезная статья. Благодарю за нужную информацию

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.