Адаптация первоклассника к школе. Что надо учесть?

23.08.2015

1313498865_0493.500x333Вот-вот прозвенит первый звонок,  и  тысячи малышей получат новое звание - школьники. Звание "первоклассник"  дети  получат, но настоящими школьниками станут еще не скоро. Так уж устроен наш организм, что к любой новой обстановке ему надо привыкнуть, адаптироваться. И эта адаптация в разных случаях проходит по-разному, но всегда оказывает огромное значение на положение ребенка в школе и его учебу.

Приспособление (адаптация) первоклассника к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Ведь  школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд новых задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И оттого, как пойдет адаптация ребенка к школе, зависит  и учеба ребенка, и обстановка в семье.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет, и для родителей. Детям надо осознать свое  новое положение в обществе, принять правила школы и  научиться  им подчиняться,  найти общий язык  с одноклассниками и научиться  общаться в большом коллективе. Родителям  тоже необходимо понять  и принять своего ребенка в новом качестве - школьник. А это значит, что ребенку надо дать больше самостоятельности,  формировать чувство ответственности, но при этом контролировать его действия.  Что же нужно учесть родителям?

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Все первоклассники  сталкиваются  различными  трудностями: быстро теряют интерес к школе и не хотят идти на уроки;  на уроках не работают, потому что им не хочется делать то, что надо; обижаются на учителя, считают, что учитель "меня не любит"; боятся  сделать что-то неправильно и из-за этого не проявляют активности на уроке, постоянно что-то теряют, забывают;  обижают других детей или берут их вещи без разрешения;   часто болеют  и т.д.

При переходе к школьному обучению меняется весь уклад жизни  ребенка и, чтобы он хорошо адаптировался к школе, надо учесть особенности адаптации.

Режим школьных  уроков  требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Ребенку необходимо научиться  ставить слово "надо" на первое место, а слово "хочу" отодвинуть на второй план.

lori-000046532Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. И здесь надо показать ребенку, что всегда можно договориться. Вот этому умению договариваться и надо научить ребенка в семье, особенно, если он не посещал детский сад.

У некоторых детей  в период адаптации нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для  маленьких детей. В таком случае  дайте  ребенку возможность поиграть,  заняться интересными для него делами.

40000Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к.  уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения и времени. Затем  трудные уроки, на которых ребенок устает уже от 40 минутного сидения за партой. Следовательно, после уроков очень желательно дать ребенку возможность отдохнуть, а еще лучше, ввести дневной сон.

Чрезмерная нагрузка никак не способствует лучшей адаптации ребенка к школе, поэтому нужно очень дозировано  давать дополнительную нагрузку первокласснику. Не стоит с 1 сентября отдавать ребенка на множество новых кружков и секций. Очень хорошо, если первоклассник будет ходить на спортивные секции или танцы, т.к. эти виды деятельности помогают в развитии произвольности ребенка, развивают внимание и умение подчиняться правилам, таким образом, способствуют быстрой и легкой адаптации. Но в то же время, любые курсы и секции не должны переутомлять ребенка, нарушать его режим труда и отдыха.

Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения  нагрузки. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.


Комментарии к записи "Адаптация первоклассника к школе. Что надо учесть?"
Перейти к форме комментирования
  1. Проведенный вебинар по развитию памяти прошел очень интересно и эффективно. Подобран разнообразный богатый материал по методике развития внимания и памяти, материал изложили доступно и увлекательно. Большое спасибо.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи