Как запомнить таблицу умножения?

06.07.2015

умнож  Сколько трудностей  возникает у  школьников, когда  приходит время выучить таблицу умножения.  Учитель  задает выучить, и родители пытаются  это сделать так же, как учили они  сами, т.е. зазубрить. Но механическая память у детей развита плохо, к тому  же,  она всегда может подвести. А ведь таблицу умножения надо не просто  выучить, а научиться припоминать нужные примеры быстро.

Есть несколько интересных способов запоминания таблицы умножения. На первых порах они могут помочь ребенку запомнить трудные случаи или проверить правильность своего ответа. Но это только на первых порах, т.к. все они требуют времени, а на уроке его очень мало и школьнику надо научиться вспоминать таблицу умножения очень быстро.

Необходимо запомнить 100 примеров. Это много, но если сразу познакомить ребенка с основным свойством умножения - от перемены мест множителей произведение не меняется, то количество примеров, которые надо запомнить сразу уменьшается. Поэтому необходимо запомнить всего 45 примеров.

На 1 умножать легко, и запоминать не нужно. Чтобы умножить число на 10, просто дописать  к нему нуль. Это тоже просто. Остается запомнить 36 примеров.

Умножать на два легко. Для этого достаточно сложить число с самим собой. Для умножения на четыре необходимо прибавить к числу само число, а затем удвоить результат.

Умножаем на число 5. Для этого можно умножить число на десять и поделить пополам. Можно воспользоваться и другим способом. Если число четное, то к его половине нужно дописать 0. Если нечетное, то к половине предыдущего числа приписываем 5.  Например, решим 7 x 5. 7 - нечетное число, значит, берем половину предыдущего числа. Это 6, а половина - 3. К ней приписываем 5 и получаем 35. Значит, 7 x 5= 35. Правильно? Да. Легко? Очень.

Есть еще простой способ умножения числа 9. Даже не один.

multiplyby9С помощью пальцев. Кладем перед собой ладошки и загибаем пальчик, порядковый номер которого соответствует второму множителю. Теперь смотрим на ладошки и видим ответ: количество пальчиков слева от загнутого показывает количество десятков в произведении, а справа - единиц. Проверьте. Получилось?

Второй способ. Рассмотрите таблицу умножения числа 9. Какую закономерность можно увидеть?  Сумма чисел во всех произведениях равна 9!  А теперь давайте разберемся, как узнать само произведение.

умножение 9Из второго множителя вычитаем 1 и получаем количество десятков в ответе. Чтобы узнать количество единиц, надо из 9 вычесть количество десятков. Попробуйте несколько раз, покажите эти способы ребенку, чтобы он  мог ими пользоваться.

Все эти способы хороши на первых этапах изучения таблицы умножения, а затем надо автоматизировать эти знания, чтобы ребенок мог легко и быстро вспомнить ответ в любое время.

Это далеко не все способы запоминания таблицы умножения. Есть еще  интересный способ, который позволяет запомнить таблицу умножения быстро и  надолго. Но об этом позже.

А как вы запоминали таблицу умножения?


Комментарии к записи "Как запомнить таблицу умножения?"
Перейти к форме комментирования
  1. Ваш способ умножения замечательный. Мы быстро всё освоили. Спасибо !

  2. Здравствуйте! Мы с деткой тоже учим таблицу умножения в стихах Усачева. Сын поет на манер частушек, ему так нравится!!!

  3. Здравствуйте. У меня внучка с большим трудом запоминала таблицу умножения, но при этом практически с одного- двух раз запоминает стихи. Я нашла в интернете три книги со стихами на таблицу умножения, скомпоновала из трех одно, выбрав наиболее удачные, часть сама заменила по образу и подобию... Нужно, чтобы двустишие или четверостишие начиналось с примера, или на худой случай- с ответа. Если много "говорильни" вначале, а пример с ответом- в конце стиха- толку мало. Со стихами таблица запомнилась мгновенно!!!

    • Марина, прекрасно, что вы нашли удобный для внучки способ. К сожалению, многие дети стихи запоминают плохо и для них такой способ не подойдет. А вот запоминание с помощью образов-картинок подойдет всем детям, т.к. опирается на природные особенности памяти. В любом случае всегда надо выбирать то, что удобно и интересно вам и вашему ребенку.

      • Просто учить в рифму гораздо легче, чем просто как пример типа восемью девять -семьдесят два. У нас было так: Восемью девять- семьдесят два, пусть запомнит твоя голова.И это она запомнила моментально....

      • Картинки, конечно, вещь тоже хорошая, но на всю таблицу картинок не найдешь. Хотя в книге Усачева "Таблица умножения в стихах" есть и смешные картинки, помогающие запомнить. А вот способ умножения на пальцах или записывания в столбик таблицы умножения на 9 явно не самый лучший, хотя и очень легкий. У нас учительница почти каждый урок проводила математический диктант, где она диктовала примеры по двум вариантам, а дети должны были писать только ответы. И писать где-то на листочке этот столбик на 9.... или считать на пальцах- просто нереально... Нужно было выучить, чтобы "от зубов отскакивало" и не иначе. Так что, стихи нам здорово помогли.

        • Конечно, способ умножения числа 9 скорее для интереса. На практике его использовать невозможно, потому что это долго, а результат надо давать моментально. А вот с помощью картинок, о которых я говорила, это можно сделать тоже очень быстро и так же быстро автоматизировать этот навык. И картинок много не надо))). Надо только знать некоторые секретики.

  4. Здорово! Нужно попробовать с дочей поиграть в таблицу умножения. Просто так запоминать - скучно. А тут прямо исследовательская работа получится! Спасибо, Татьяна! Как всегда, очень полезная информация.

  5. Очень интересные способы запоминания таблицы умножения, и актуально, племянникам за лето нужно ее выучить.

  6. Сейчас большую популярность приобрели способы облегчения обучения.При этом начисто игнорируется одна из важнейших (если не самая важная!) цель обучения - приучить ребенка работать,преодолевая естественное желание заменить труд отдыхом или более приятным занятием.Даже у работников чисто творческого труда (писатели,художники,артисты и т.д.) тяжелый (очень далекий от творчества!) труд занимает 90% времени. У обычного человека слово "надо" практически самое важное! А мы пытаемся исключить это слово из жизни ребенка...

    • Александр, помните пословицу "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет"? Если можно что-то сделать легким способом, зачем усложнять ситуацию? К тому же, чувство ответственности и долга у младшего школьника только начинает формироваться и опираться на него не стоит. Да и дети все разные. Некоторые школьники учат-учат эту таблицу, потому что "надо", а выучить не могут. Почему бы не воспользоваться другими способами заучивания? Ведь нам нужен не процесс, а результат.

  7. Мне очень понравились способы запоминания таблицы умножения,особенно на пальцах.Надо распространять по сайтам для мам и пап имеющих детей дошкольников и школьников!Это сохранит нервы мамам и детям!

  8. Мне нравится этот способ.

  9. Таблица умножения нужна и важна. Детям нравится второй способ запоминания таблицы умножения на 9. Есть игровые программы, которые позволяют довести знание таблицы до автоматизма (требование программы).

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи