Стоит ли делать с ребенком домашние задания?

11.02.2015

Summ-  Дома наш  Миша так хорошо все домашние задания делает! И примеры решает правильно, и хорошо  отвечает на все вопросы, пишет аккуратно... А   из  школы приносит  чаще всего тройки.  Видно, учительница его не любит   и  все время цепляется.  Мы с Мишей все  задания делаем,  он почти не гуляет, т.к. допоздна приходится домашки  делать. А  результат? Все те же тройки.

Так или почти так рассуждают многие родители школьников. И с еще большим усердием   продолжают муштровать ребенка уроками, заставляют  много раз переписывать домашние работы и дополнительно заниматься.  Только вот результаты почему-то не радуют.

Так устроена наша система образования, что школьникам обязательно задаются домашние задания. Сейчас не будет выяснять, хорошо это или плохо.  Давайте попробуем выяснить, стоит ли вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания и как это делать.

Очень часто родители рассказывают,  что  на выполнение домашних заданий в начальной школе у ребенка уходит не 1,5 - 2 часа, а 4-5 часов. И спать ребенок ложится   не раньше  11 часов.  А по-другому никак не получается. Пока родители придут с работы, мама приготовит ужин, время приближается к 19 часам. После этого  мама приступает в проверке домашнего задания или только начинают выполнять задание вместе.  Даже, если ребенок потратит всего 2 часа на работу, то закончит  только в 21 час. Но за 2 часа в такой ситуации справляются редко. И не потому, что много задали, а потому, что условия уже не располагают к умственной работе.

Существуют определенные периоды работоспособности мозга, когда умственная работа выполняется легко - это период  с  9 до 12-13 часов и с 15 до 18 часов. В остальное время мозг на активную работу не способен. 

Сомневаетесь? Вспомните,  что вам хочется делать вечером? Почитать, повязать, заняться рукоделием,   а  вот выполнять серьезную и трудную работу почему-то не хочется. Мозг  устал  работать за день и требует  расслабления,  отдыха.   Почему тогда вы думаете, что у ребенка мозг  обрадуется  заданиям и будет работать активно?

Вот и получается, что бОльшую часть времени ребенок тратит впустую. Сам устает и работа не делается так, как нужно.

- А как же по-другому?- удивляются некоторые родители. - Сам он сделает работу плохо, вечно какие-то глупые ошибки допускает, пишет некрасиво. Пусть лучше со мной, лучше медленно да поздно, но сделает аккуратнее.  И оценки будут лучше.

Конечно, когда ребенок делает домашние задания рядом с мамой или бабушкой, у него получается аккуратнее, без ошибок, правильно. И оценки хорошие стоят. Прямо душа радуется.

А теперь давайте подумаем, как такое выполнение домашних заданий под контролем мамы или бабушки  скажется на учебе ребенка.

Выполняя работу с кем-то рядом, ребенок привыкает к постоянному контролю со стороны. А в школе это возможно? Может ли учитель стоять рядом с вашим сыном или дочкой, если  в классе 20-25 учеников? И в этой ситуации ребенок либо теряется и не знает, что ему делать, либо просто ничего не делает, чувствуя свободу.

Если ребенок, выполняя задание, что-то собирается сделать неправильно, то взрослые тут же укажут ему на ошибку, отметят ее в тексте и помогут исправить.  Ребенку не надо самому критически относиться к работе и проверять ее. Все уже сделано старшими.  А в школе? Когда надо проверить свою работу, ребенок просто не может  это сделать, т.к. привык, что ошибки находят другие. И здесь у многих детей возникает страх сделать ошибку. И сидит такая девочка Оля над тетрадкой, не знает, что ей писать ,  не потому, что не знает. Она просто боится сделать ошибку, а правильный вариант выбрать не может.

Как правило, выполняя домашние задания вместе с  ребенком, мама или бабушка обеспечивают полную тишину, чтобы ничего не мешало думать. Считается, что в тишине работать лучше. Ребенок привыкает   хорошо работать  в тишине. А в классе можно создать идеальную тишину?  У кого-то карандаш упал, кто-то что-то спросил, учитель сделал кому-то замечание или ответил на вопрос, в соседнем классе шумно, в коридоре кто-то пробежал и зашумел. Все эти звуки сразу отвлекают ребенка, привыкшего работать в тишине, сбивают с мысли, а потом собрать все мысли воедино уже трудно. К тому же,  академик, физиолог, педагог  А.А. Ухтомский  еще в начале 20 века доказал, что легкие раздражители стимулируют работу мозга и помогают успешному обучению. 

Так что же делать? Дать волю ребенку и пусть делает все сам? Ведь он же сделает плохо!

Пусть ребенок сделает задание хуже, но он научится работать самостоятельно, а не ждать помощи со стороны.  Научится рассчитывать на себя, выбирать правильные решения, проверять свои работы.  

Помогать, конечно, нужно, но тогда, когда ребенок сам не может справиться и сам просит вас о помощи. 

Только так вы можете помочь своему ребенку научиться работать самостоятельно и спокойно чувствовать себя на уроках. Не  стоит стремиться к максимально хорошим оценкам за домашние работы. Гораздо важнее научить ребенка учиться самостоятельно и рассчитывать на себя.

Интересно, а что вы думаете по этому поводу? 


Комментарии к записи "Стоит ли делать с ребенком домашние задания?"
Перейти к форме комментирования
  1. Здравствуйте!
    Я часто делаю с сестрой домашнее задание. Мы работаем так : она показывает, что ей задали и начинает делать. Делает сама, а я потом проверяю.Если есть ошибка, то указываю на неё и спрашиваю : "а точно ли так?" И она сама исправляется. Когда нужно что-то составить, показываю пример и потом она сама работает. Если незнает, как делать, разъясняю задание, иногда пример показываю,дальше она уже сама и даже не даёт что-то продолжать : " я сама!" Читает вслух и обязательно нужно, чтобы кто-то слушал.После перессказывает.
    Кстати, читать не очень хотелось ей, а позавчера выбрали для прочтения "Буратино" от фирмы "Школьная Библиотека".Говорит, очень интересно.Я сама училась читать по этим книгам.Произведения интересные в этой линии "Кот Леопольд","Винни-пух","Домовёнок Кузька"; шрифт разный есть, картинок не много, но они очень красивые. Сказала, как дочитает, привезу ещё и она обрадовалась.

  2. У меня гиперактивный ребенок. Очень любит меня и старается меня не расстраивать. Но в силу этого недуга у него просто тотальная безграмотность и плохая память. Мы пойдем в 3 и специалист с которым сейчас занимаемся русским настаивает, чтоб мы оставили ребенка на второй год. Чтоб ему легче было в старших классах. А я думаю уже пусть наверное учится как получаеться ну выгонят из школы ну пусть и не учиться. Сил и терпения больше нет. Сама на грани нервного срыва. Не могу себя сдержать. Потом плачу по углам. И ребенок уже это увидел. Да так сочувствовал мне. Что у него началось настройство желудка.

    • Светлана, в вашем случае надо из двух зол выбирать меньшее. Если ребенок не усвоил программу школы, то, возможно, лучше его оставить на повторное обучение. Если дело только в гиперактивности и безграмотном письме, то надо решать эти проблемы. Иногда развитие памяти и внимания значительно улучшают ситуацию. В любом случае, нельзя опускать руки. Надо приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку. Успехов вам!

  3. у нас всё запущено сын даже не вспомнит о д/з если не стоять над душой а я работаю по сменам. и ему приходится дома с старшей сестрой оставаться, а у неё свои и уроки и проблемы так что даже не знаю как быть. причём учитель наш садит его на заднюю парту типа он всё равно ни чего не делает значит на него и обращать внимания не стоит пусть сидит в углу и не мешает. а у него большие сложности списывания с доски. и очень стеснительный мне кажется что он уже и сам не верит в свои силы а я не знаю как помочь. учитель только и делает что обвиняет его и кажется что дай ей волю та тупым его назавёт я от этого злюсь сома, что хочется этой учительнице голову оторвать за её педагогические методы. я то понятно много не знаю на учитель не училась а она-то почему так себя ведет как-будто совсем ни чего не понимает. очень хочу помочь мальчику но как не знаю. со старшей дочкой таких проблем не было она у нас всё на лету схватывала так что и проблем ни каких ,а с сыном вот такие вот дела . помогите.

  4. Татьяна, что вы, как педагог, думаете по поводу запрета Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы? в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19
    Это требование выполняется?

    Учителю запрещено
    — Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1)
    — Опаздывать на урок. (2)
    — Выгонять ученика с урока. (3)
    — Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4)
    — Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)

    Источники:
    (1) Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57
    (2) Трудовой кодекс РФ, ст. 21
    (3) Конституция РФ, ст. 43
    (4) Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65
    (5) Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

    • Елена, поскольку это не государсвенный, а мой личный сайт, который к системе образования отношения не имеет, могу сказать то, что думаю. Это постановление в нашей школе выполняется, о других говорить не могу. Но я считаю его в корне неверным. В рабочие дни, когда ребенок и так загружен, мы должны задавать задания на дом, а на выходные (свободные от уроков) дни не должны. Хотя в эти дни ребенок мог бы спокойно выполнить творческие задания, отработать навыки, закрепить материал урока...
      Для того, чтобы ребенок запомнил материал урока, его надо повторить через 6-8 часов, через сутки и через 3 суток. (Есть разные схемы повторения, но эта наиболее удобная). Получается, что все, что прошли в пятницу, повторится, в лучшем случае, в понедельник! А это значит, что весь материал к понедельнику благополучно забудется у бОльшей части школьников. Вот и получаем мы то, что получаем(((. К сожалению.
      Елена, а что вы думаете по этому поводу?

  5. У нас, если не стоять над душой, и не "подгонять" вобще ничего сделано не будет. Совсем нет никакой ответственности, сделано задание или нет. Нет и нет.И не больно то и хотелось... Только на шаг отходишь - все - сразу отвлекается на другие дела. Только не уроки. Никакими коврижками не договориться. Ни таймеры, ни прочие приемы не прокатывают....Постоянно дотягивает до последнего момента, когда можно все заранее сделать и быть свободным. Даже элементарные, совершенно легкие задания будут делаться невообразимо долго, пока все соседи уже не выучат и родители не сорвут голос... Плюнуть на все, и пускай ходит с невыученными уроками?

    • Ольга, а может в самом деле в виде эксперимента дать ребенку свободу и не контролировать. При этом контроль за оценками на уроках все-равно должен быть. Договоритесь, что вы не вмешиваетесь в его дом.задания, пусть делает самостоятельно, когда хочет, но если оценки будут плохие, то последует какое-то наказание. Например, на выходных никуда не пойдешь или получишь дополнительные задания по тем предметам, где будут плохие оценки. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы на время эксперимента она все оценки в обязательном порядке выставляла в дневник. Ведь дети не всегда подают дневники на оценки, иногда и хитрить начинают. Так вы научите ребенка отвечать за оценки и домашние задания самостоятельно. Это очень важно, ведь вы не будете все школьные годы делать с ребенком задания.

      • Самое печальное, что никакие наказания и лишения не пугают... Не пойдешь гулять - ну и не надо, не будешь играть в компьютер - ну и пожалуйста. И наоборот, допустим, предложишь, если быстро все выполнит, получит желаемое, тоже не помогает. Ему и получить хочется, но все равно ни сделает и будет еще ныть и возмущаться, что самый несчастный и обделенный!! Самое обидное. что он все это прекрасно может сделать, но почему-то будет заниматься всем, только не уроками, провоцировать на скандалы... Может, конечно, со временем это пройдет (сейчас в 4м классе), но слово уроки у нас- это просто кошмар, причем для всей семьи! С ужасом представляю этот процесс в старшей школе, когда действительно будут много задавать!!!

  6. Здравствуйте, Татьяна. Статья, действительно, полезная. У меня второй ребенок учится в 7 классе, сейчас после переломов позвоночника текущий год на надомном обучении. Он до сих пор делает уроки, если я присутствую в комнате и потом проверяю, где не понимает-подсказываю. Хотя я не сумасшедшая мама, которая контролирует каждый шаг ( у меня 4 детей, 2 малышей младше сына 7-классника. Вот он результат доп.занятий и делания уроков в начальной школе вместе с сыном. Что можно сейчас мне сделать? Посоветуйте, пожалуйста

    • Светлана, в вашем варианте можно объяснить ребенку, что у вас просто нет времени и сил проверять его работы. Вы не отказываетесь ему помогать, но только тогда, когда это в самом деле нужно, когда у него совсем не получается. Нужно учиться все делать самостоятельно. ВЕдь домашнее обучение не навсегда, скоро мальчик пойдет в школу и там мамы рядом не будет, помочь и проверить будет некому. Надо рассчитывать только на свои силы. Поэтому, давай представим, что ты уже в школе и будем работать, как на уроке, без маминого присутствия.
      Так и вам будет легче, и сын постепенно привыкнет, что все делает сам и обращается только иногда за помощью. Да и помогать надо не всегда. Есть такие моменты, когда ребенок может найти ответ сам. Забыл формулу или правило - поищи в Интернете или в учебнике. Не знает, как решить задачу - прочитай еще раз, нарисуй схему, реши так, как можешь. Вот если уже и так не получилось, тогда можно разбирать вместе. Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем лучше для него.

  7. Я с Вами абсолютно согласна. И так моё чадо и делала домашнюю работу самостоятельно и всё бы ничего, да начала моя первоклашка хитрить - я всё прочитала/написала и т.д. и покажет то что сделала, а потом оказывается что там еще несколько страниц задали, или прочитала она просто слова, не вникая в смысл. Вот и упала скорость чтения на 5 слов от первой до второй четверти. И теперь мы пытаемся эту самую скорость поднять. Домашнюю читает самостоятельно, но с контролем - читает кому-то из членов семьи. Самостоятельность все равно нужна, сама не люблю "над душой" сидеть и чтобы у меня сидели. И делать уроки , конечно, надо в приличное время.

    • Аня, я больше говорила о домашних заданиях по рускому и математике. Такие предметы, как чтение и окружающий мир все-таки требуют присутствия родителей. Только рассказывая что-то, отвечая на вопросы, ребенок может понять и запомнить материал. А пересказывать самому себе , во-первых, не интересно, а во-вторых, некому заметить ошибки и поправить, показать, как нужно. Поэтому дети, как правило, эту часть задания упускают, в силу возраста им еще непонятно, что пересказ, повторение, работа по вопросам - это самая главная часть задания. Поэтому, чтение и окружающий мир нужно все-таки контролировать, особенно в 1-2 классах.

  8. Здравствуйте, Татьяна, очень интересный материал, хотелось бы донести его до родителей. Возможно ли размещение на сайте образовательного учреждения этой статьи со ссылкой на Вашу страницу?

  9. Всё это правильно. Но,пожалуйста, напишите как ребёнку справляться с таким объёмом заданий? Скопировала из нашего электронного дневника( помимо заданий по другим предметам это было задано на один день):РУССКИЙ ЯЗЫК Написать сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь" в тетрадях по развитию речи; определить с помощью Толкового словаря многозначными или однозначными являются слова (земля, подниматься, космос, отважные, люди, корень, игла, каток, карандаш, крыло, парта).
    ЛИТЕРАТУРА написать сочинение по рассказу Л. Н. Толстого "Кавказский пленник", читать и пересказывать статью об А. П. Чехове (С. 261-263). Ребёнок учится в пятом классе,сочинения только учится писать.Учитель считает,что ежели дети сейчас не научатся справляться с таким объёмом работы,то не смогут потом учиться в старших классах нашего лицея(физико-математического уклона).Математику ребёнок делает сам 10-15 минут.С литературой сидим вместе каждый день по 2 часа. Копия задания на другой день:Сообщение об особенностях рассказов А. П. Чехова, читать статью на стр. 271-272(поэты о русской природе), делать выписки (конспект), выбрать одно стихотворение и выучить его наизусть (С. 272 - и до конца учебника).Сочинения пишем три раза в неделю. Мамочки,пожалуйста,напишите,так все сейчас учатся или нам просто "повезло"?

    • Елена, я думаю, что вам просто "повезло". Видимо, в вашем лицее свои взгляды на домашние задания. Задание, которое вы написали, конечно, очень большое, но ведь оно задано, наверное, не на следующий день. На стихотворение обычно дается 2-3 дня, чтобы ребенок успел выучить. Если такие большие задания, то можно часть заданий, которые заданы на следующую неделю, выполнять в выходные дни. Конечно, если по литературе задано сочинение, его быстро не напишешь, тут приходится сидеть и помогать первое время. Потом будет легче, когда ребенок научится. И очень важно правильно организовать работу, чтобы не тратить лишнее время и делать задание эффективно и быстро.

  10. Спасибо за статьи,я полностью согласна с вами,у нас с дочкой нужно многое пересмотреть в занятиях с внуком.Я многое узнала и буду применять.Спасибо

  11. Здравствуйте, Татьяна! Отличная статья, с удовольствием её прочитала ! Действительно, так оно и есть, сидишь с ребёнком по несколько часов, делаешь уроки, а потом в школе за контрольную ребёнок приносит двойку, потому что один никак не может справиться с элементарными заданиями. В один прекрасный день, дочка пришла и сказала, что теперь она будет делать уроки самостоятельно. Я могу сказать, что действительно, по началу получалось не совсем хорошо, и двойки были . Зато теперь нет проблем с выполнением контрольных , она даже говорит, какая лёгкая была контрольная. Учительница тоже заметила, что успеваемость стала лучше. Спасибо за статью, ждём новых!

    • Совершенно верно, Юлия! Если ребенок научится работать дома самостоятельно, то и в школе результаты будут лучше.

  12. Полностью согласна с автором! Сын учится в третьем классе и делает домашку практически всегда сам, несмотря на то что я практически всегда дома... Большое спасибо нашей учительнице, которая на первом же родительском собрании объяснила родителям, как нужно делать с ребенком домашние задания - все домашние задания разбираются в классе, поэтому ребенок должен все выполнить самостоятельно на черновике и принести на проверку родителю...Мама (папа. бабушка) должны проверить и не указывая на ошибку (если она есть конечно), похвалить: "Молодец, решил почти правильно, но в 3 упражнении у тебя есть несколько ошибок, исправь их пожалуйста, я проверю и можно будет переписывать в черновик". так ребенок учится самостоятельно работать и самостоятельно проверять себя... и кстати это достаточно удобно когда родители работают (ребенок сам делает д/з на черновике, а по приходу родителей домой, после проверки, переписывает в чистовик)
    И потом... мне кажется что когда мы сидим рядом с ребенком при выполнении домашнего задания, то очень часто придираемся (не так сидишь, не так пишешь, пиши красивее, я знаю ты можешь), если взрослого зовут еще другие дела, а он сидит и делает домашнюю работу со своим чадом, то порой часто начинает просыпаться раздражение ("тут же все просто, а он не может ничего понять"), а чадо наоборот вообще перестает думать.

    • Верно-верно, Виктория! Родители начинают нервничать, ругать ребенка и он работает еще медленнее и хуже. Пусть лучше работает сам, а взрослые только иногда проверяют. Даже не всегда и не у всех надо проверять задания. Стоит доверять ребенку и поощрять самостоятельность.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.