Почему школьнику трудно на уроках и как ему помочь? Или Что такое клиповое мышление?

01.03.2015

uchebaПочему школьнику трудно на уроках? Почему он с трудом понимает задачи? Почему огромные затруднения вызывают обычные загадки и логические задачи? Спросите школьника "Что ест зимой ежик?" и вы услышите множество интересных ответов, но редко среди них бывает правильный. И не потому, что ребенок не знает ответ. Знает, но в этот момент он никак не связывает свои знания  с вашим вопросом. И опять -  почему?

Современные ученые  обнаружили, что мышление многих современных детей отличается фрагментарностью. Еще в 90-х годах прошлого века  в психологии появилось такое понятие - клиповое мышление. Как это влияет на знания наших детей?

В то время в СМИ получили популярность музыкальные клипы - небольшие видео ролики, состоящие из кусочков, частей, которые не всегда логически связаны. Клипы, рекламы, новости, которые мы постоянно видим по телевизору,  способствуют формированию у детей клипового мышления. Т.е. ребенок схватывает поверхностно информацию, не устанавливая логической связи, не замечая причинно-следственных отношений. Просто набор фактов и образов, картинки, сменяющие одна другую.

У клипового мышления есть и плюсы, и минусы. Об этом в другой раз.  Давайте выясним, как оно влияет на обучение ребенка.

Очень хорошо видно это, когда надо отгадать загадку.

Вот, к примеру, простая загадка.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

Как думаете, какой ответ может быть к  этой загадке?  

Звезды - их же днем не найти.  Иней - на траве сверкает.  И только после нескольких попыток появилась правильная отгадка - роса.  

Почему даже школьнику трудно отгадать такую, казалось бы, простую загадку? Потому, что мышление многих школьников схватывает информацию кусочками, фрагментами, не связывая ее воедино. И в загадке ребенок пытается найти ответ, опираясь на один отдельный признак или факт.

Можно сказать, что загадки на качество знаний не влияют, но ведь точно так же получается и в остальном. Задачи ребенок решить не может самостоятельно, потому что он ее просто не видит и, соответственно, не понимает. Решая  задачу, ребенок просто складывает или умножает  любые числа из задачи, нисколько не задумываясь, что из 123 км невозможно вычесть 3 часа,  а 19 грибов никак не разложить в 178 корзин.

И такие ситуации бывают на всех уроках в любом классе.  Вот так  сказывается технологический прогресс на наших детях.  Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения даже детской литературы. Школьнику очень трудно пересказать текст или ответить на вопрос по окружающему миру.

И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим.

 Как помочь ребенку усваивать информацию полностью, устанавливать логические связи и зависимости? Конкретные рекомендации дать невозможно, все очень индивидуально, но можно выделить некоторые общие рекомендации:

Развивать внимание ребенка

Развивать речь, побуждая как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение  устно и письменно. И для этого прекрасно подходят тексты по окружающему миру и художественная литература. Только не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.

Уменьшить до минимума просмотр сериалов, современных мультфильмов. Почему современных? Потому что новые мультики не предполагают  вовлечение умственных процессов. Постоянно сменяющиеся яркие образы, музыка заставляют ребенка просто следить за сменой событий или персонажей, отключая мышление.

Несмотря на то, что психологи называют возрастом почемучек период от 3 до 5 лет, даже школьникам очень полезно задавать такие вопросы.  Только уже не ребенок их задает, а взрослые. И не просто задать и забыть, а спросить и обязательно выслушать ответ, помочь, если ребенок ошибается.

При решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход решения задачи. Очень хорошо нарисовать схему задачи или рисунок по задаче. А после решения обязательно проверить, может ли такое  быть. И когда ребенок, делая проверку,  увидит, что машина не может проехать 120 км за 2440 часов, то он поймет, что в решении где-то ошибка. Но всему этому надо учить и первое время контролировать ход работы ребенка.

Клиповое мышление - это особенность мышления современного человека. Нам надо это знать, чтобы помочь своему ребенку научиться мыслить полноценно. 


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи