Как организовать занятия с ребенком дома?

29.01.2015

home-workСреди множества трудностей, которые возникают при обучении ребенка, можно выделить одну, которая в той или иной мере  проявляется  в каждой семье.  Коротко сформулировать ее можно так - долго делает уроки, постоянно отвлекается, делает невнимательно.  Знакомо вам такое? Наверняка.  Именно поэтому среди  проблем, которые отметили родители в недавнем опросе  очень много таких:  Как помочь ребенку и родителям организовать  занятия так, чтобы они проходили быстрее и эффективнее? Как организовать занятия с ребенком? Как делать домашние задания, чтобы меньше уставать?

-Миша, иди делать уроки,- говорит бабушка. Минут через 5-10 появляется Миша, усаживается за стол, открывает тетрадь и обнаруживает, что ручки нет. Начинаются поиски ручки. Наконец-то ручка нашлась и можно делать уроки. Мальчик читает задание, списывает первое предложение, в котором надо что-то подчеркнуть.  А карандаш  поломан и ничего им не подчеркнешь. Теперь минут 5 тратится на затачивание карандаша. Можно продолжать работу. Но тут Миша очень сильно захотел пить и отправился на кухню за водичкой, а по дороге застрял у телевизора... 

О том, что было дальше, можно рассказывать еще долго и с разными вариантами.  В итоге, измучив себя и бабушку, ребенок домашние задания сделал, но делал  до самой ночи и выполнил задания плохо. Что делать? - сокрушаются родители  и жалуются, что  так много времени  затрачивается на домашние задания, а результат не очень радостный.

480_0Для того, чтобы занятия или выполнение домашних заданий проходили наиболее эффективно и с наименьшими затратами времени, надо знать и соблюдать несколько важных моментов.

1. Организация рабочего места. Как ни странно, но это имеет  самое непосредственное значение на  скорость выполнения работы. Если у ребенка все, что может понадобиться,  готово и лежит рядом, то не нужно  будет тратить время на поиски ручек, линеек, тетрадей.   Поэтому ребенку надо, прежде всего,  подготовить все, что ему может понадобиться для работы: ручки и карандаши, ластик и линейка, черновик и тетрадь, учебник. А вот все лишнее со стола надо убрать. Не думайте, что если игрушка просто стоит на столе, то ребенок не отвлекается.  Он  может мысленно общаться с любимой игрушкой,  представлять как играет с ней, а значит, отвлекаться от заданий.

2. Создание рабочей обстановки. Часто родители стараются создать идеальную тишину, чтобы никто и ничто не мешало выполнению уроков.  В некоторых семьях запрещается даже всем домашним заходить в комнату, хлопать дверями, чтобы не было никакого шума. И не догадываются  взрослые, что такой тишиной не помогают, а усугубляют   трудности ребенка.  Во-первых, в полной тишине мозг начинает отключаться и впадать в расслабленное,  "спящее" состояние, что никак не способствует хорошей работе.

Во-вторых, привыкая к тишине, ребенок начинает остро реагировать  на любой шум. Он сбивает ребенка с мысли, отвлекает.  А  часто ли в школе можно добиться такой идеальной тишины?  Да практически никогда.  Даже, если в классе и тихо,  может быть шум в соседнем классе, шум за окном и другие звуковые  раздражители.

Ученые не очень давно доказали, что оптимальная рабочая обстановка  для нашего мозга - это негромкая музыка,  равномерный шум. В некоторых ВУЗах даже  специально записывали шум в библиотеке и затем включали его. Оказалось, это очень стимулирует мозг и позволяет работать эффективнее.

3. Переключение  деятельности. Бывает, что через 10-15 минут   работы ребенок начинает отвлекаться, жаловаться, что устал. На что родители часто отвечают: "В школе уроки 45 минут. А дома ты и 15 минут высидеть не можешь!  Сиди и учись!"  И мучения продолжаются дальше.  Почему мучения? Потому что  устал не столько ребенок, сколько его мозг. А если он устал, то работает вполсилы, если вообще  работает. И ребенок ничего не может объяснить, понять , допускает множество ошибок, причем, глупых ошибок.

Не стоит  тренировать ребенка сидеть  по 45 минут, а надо просто переключить ребенка на другую работу.  Да,  в школе урок длится 45 минут, но за это время дети успевают сделать 8-10 разных заданий, выполнить физминутку  или пальчиковую гимнастику.  Одно дело школьники делают не более 10 минут.  И это обусловлено особенностями работоспособности мозга.

Так и дома. Выполняя задания, особенно с малышами, контролируйте время выполнения одного дела. Прошло 10 минут,  переключите внимание ребенка и сделайте другое задание. Если ребенок еще не закончил предыдущее дело и нельзя его разрывать, останавливаться, то просто  выполните простую физминутку, поиграйте в какие-то короткие словесные игры, отгадайте загадки или сделайте специальные упражнения из цикла "Зарядка для ума", чтобы дать отдохнуть мозгу и активизировать его работу.

Если вы будете учитывать эти моменты при занятиях с ребенком, то скоро заметите, что времени на выполнение уходит все меньше, а результаты лучше. Стоит только научить  ребенка работать правильно. 


Комментарии к записи "Как организовать занятия с ребенком дома?"
Перейти к форме комментирования
  1. Подобные проблемы мне уже давно не знакомы: дети выросли, внуки учатся не здесь. Даже и не представляю, как они готовят домашнее задание...

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи