Нужна ли оценка в школе?

09.04.2014

школьные оценкиВ последнее время попадается все больше публикаций о школьных оценках. Причем, все чаще слышатся негативные мнения об оценке и системе оценивания в общем,  а некоторые родители даже задумываются об обучении ребенка дома, чтобы избежать «этой уравниловки», т.е. оценивания.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо  сначала уточнить, что есть два понятия – оценка и отметка.  Несмотря на то, что мы все время употребляем слово «оценка», говорим обычно совсем о  другом. Так чем же отличаются оценка и отметка, и стоит ли их так бояться?

Начнем с того, что отметка и оценка – это  разные понятия, хоть и происходит  подмена понятий, когда мы говорим  - оценка, а подразумеваем – отметка, что бывает очень часто.

В толковом словаре Ожегова слово «оценка» трактуется так – мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, кого-либо.

А «отметка» - обозначение  оценки учащегося.  Проще говоря, оценка – качественная характеристика знаний или умений  школьника, а отметка – это количественная  характеристика.

Сколько будет людей, столько и разных мнений об оценке и ее значимости. В.Сухомлинский  много лет назад  сказал так:  «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или  - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Поскольку маленький школьник еще не может сам понять зависимость отметки от личных усилий,  задача родителей – помочь ему это увидеть и понять. Но для этого родители сами должны воспринимать отметку объективно.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда его хвалят. Причем, намного приятнее, когда эту похвалу можно продемонстрировать другим. Например,  грамота, благодарность и даже премия на работе являются материализованной благодарностью. 

Представьте, что в школе отменили отметки и осталось только вербальное оценивание, т.е. оценивание на словах. Ваш ребенок приходит из школы. Как вы узнаете,  как он работал на уроке или усвоил материал? Первоклассник  скажет вам, что его Наталья Петровна похвалила и сказала, что он молодец. Через  день вы узнаете, что эти слова были сказаны за уборку класса или за хорошее поведение. Но для ученика младших классов  не так важно за что была похвала, главное, что была.

Кто-то скажет: «Ну и пусть. Похвалили же!» Похвалили. Но ведь в школу ребенок ходит не затем, чтобы поднимать стульчики или мыть доску. Он ходит за знаниями. А как определить, на каком уровне эти знания у ребенка? Вот это и покажет отметка.

Встретилось такое мнение родителей: «Моему ребенку это не  интересно, не нужно. Поэтому он не хочет это учить и отметки плохие. Почему ребенок должен учить то, что ему неинтересно? Только ради отметки?» 

Интересно, а  мы взрослые , всегда знаем, что нам понадобится через 10-15 лет?  Всегда ли нам интересно делать то, что мы делаем? Отнюдь. В жизни нам  постоянно приходится делать то, что неинтересно. И, к тому же, делать качественно, хоть отметку никто и не поставит. Или вы хотите сказать, что домашние дела – уборка, стирка, ремонт  делаются с огромным интересом и желанием? Мы это делаем, потому что  НАДО, это необходимость.

Точно так же и в школе. Есть такие вещи, которые надо сделать и сделать хорошо. Иначе дальше учиться ребенок не сможет. Если  первоклассник не научился правильно писать и читать, как он сможет учиться дальше? Если  школьник не выучил таблицу умножения?  И здесь опять отметка показывает, уровень этих знаний у  конкретного ученика.

И если в процессе оценивания учитель может похвалить ученика за то, что он старался  и сделал сегодня лучше, то отметка характеризует не столько процесс работы, сколько результат. Как часто школьники, получив плохую отметку, возмущаются: «Я учил дома!»  Возможно, что учил, но не смог  показать это, не смог ответить на вопрос, выполнить задание, написать контрольную, т.е. результата не видно. Представьте, что вы купили хлеб, а он оказался сырым, несоленым и вообще несъедобным, а пекарь говорит: «Я же сделал!» Будете ли вы рады такому хлебу?

Писать об оценках и отметках можно очень много. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны, но положительных, на мой взгляд, гораздо больше. Главное, понять, что отметка – это не оценка вашего ребенка, а оценка его знаний и умений по конкретной теме.  Относитесь  к отметке правильно.  Воспринимать  низкую отметку  не как личную обиду, а как  показатель слабого звена в знаниях и руководства к действию. Низкая отметка говорит всего лишь о том, что эту тему надо доучить, проработать, закрепить. Будут родители относиться к отметке должным образом и ребенок будет воспринимать отметку  как показатель знаний  и стремиться улучшить ее через знания.

А что вы думаете по поводу отметок? 


Комментарии к записи "Нужна ли оценка в школе?"
Перейти к форме комментирования
  1. Здравствуйте!
    Ох, Татьяна, ваши бы слова да Богу в уши. Если бы все учителя (или хотя бы большинство) были, как вы, то наши дети ходили бы в школу с радостью.
    А если многие из них приходят на работу с мыслью "опять этих дебилов учить", то уж разницу между оценкой и отметкой они точно не знают. Хотя у каждого высшее образование. И Сухомлинского они просто обязаны знать.
    А вот родители должны адекватно относиться и к оценкам и отметкам. А рассказы "ему это не нравиться" просто напросто запретить самому себе.

  2. Людмила, Вам в статье объяснили конкретное значение понятий "оценка" и "Отметка", Вы же всё равно умудряетесь их путать. Как раз-таки ОЦЕНКА мотивирует, а ОТМЕТКА нет. Полностью согласна с Татьяной.

  3. Оценки нужны. Они мотивация к успешности. А если нет успеха, нет и компетентности.

  4. Татьяна, добрый день! Не увидела вашего личного мнения по поводу оценок, много ссылок на тех то и тех, а что вы сами скажите?
    На мой взгляд оценка оценке рознь, и здесь необходимо учитывать учителей, родителей и самого ребенка. Есть дети чувствительные, которым стоит не ставить оценок, т.к. это влияет на их внутренние переживания и отношение к действительности, другие дети в такой защите, что им оценки по барабану. Поэтому это и впрямь объемная тема.

    Не согласна со сранением: хоз дела и уроки. Так как хоз дела можно отложить, я могу не мыть посуду сегодня, а завтра могу вымать только одну тарелку, чтобы из нее поесть, могу плохо подмести, и рассовать вещи по углам, чтобы не валялись - это мой выбор и мое решение, как мне убраться, никто обвинять меня не будет. И это не обязанность, это жизнь, это естественное. А учиться - это обязанность, и ДЗ это обязанность, ребенок не может не делать ДЗ, или не прийти на урок, т.к. погода плохая или настроение отсутствует - вот это уже никто не поймет и тогда на ученика обрушится поток слов и эмоций.

    Родители забывают об одном, когда ребенок идет в школу - они забывают больше общаться и раскрывать внутренний мир и потенциал своего ребенка. Все чаще и чаще напоминают об оценках и разговоры обычно сводятся к оценкам, которые кстати не мотивируют ребенка, родители напоминают ему об обязанностях, о будущем. О! сколько всего вешается ...

    Считаю, что мотивируют к учебе не оценки. Получая 5 ребенок обращает внимание на мнение и реакцию учителя, родителей, одноклассников - в этом вся суть. Получая 2 ребенок снова обращает на реакцию окружающих.

    • Людмила, я согласна с Вами в том, что отметки не мотивируют. Я воспринимаю их как качественный показатель усвоения материала, показывающий уровень знаний ребенка. Мотивировать может оценка, когда мы говорим школьнику, что он постарался, сделал хорошо, но можно еще лучше. А отметка - просто показатель уровня знаний. Она необходима, но индивидуальных особенностей ребенка не учитывает. Одному ученику, чтобы получить 5 не нужно даже усилий прикладывать, а другому школьнику, чтобы получить 4, надо просидеть за уроками не 10 минут и решить не одну задачу. И задача родителей научить ребенка правильно относиться к отметке.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.