Нужен ли современному школьнику красивый почерк?

13.02.2018

Шуток на тему почерка много. Да, вот хотя бы:

“Почерк у меня очень неразборчивый. Но зато такой мелкий, что неразборчивости не разглядишь.”

“Завидев мой почерк, курицы с гордостью смотрят на свои лапы.”

А так ли важен почерк в наше время? Текст можно набрать на компьютере, распечатать на принтере, распознать в программах, перевести из аудио в текстовый формат…

Ан, нет! Оказывается – важен!

И вот почему.

 

Какие проблемы из-за почерка возможны у старшеклассников?

Вот только некоторые из них:

  • неряшливые работы приводят к снижению успеваемости;
  • неразборчивое написание часто оценивается как ошибки;
  • экзаменационные работы ЕГЭ оцениваются “0 баллов”, если они написаны неразборчивым почерком...

Освоение каллиграфии, организация рабочего места и мотивация подростков достаточно быстро решают эту проблему.

 

На что может указывать плохой почерк в младших и средних классах?

А в начальной и средней школе неаккуратные тетради и плохой почерк могут стать тревожными “звоночками” для родителей и учителей.

 

Логопедические и неврологические нарушения

Специалисты сразу оговариваются: насколько каллиграфически красиво пишет ребенок – им не важно.

А вот, если ученик при письме или рисовании высовывает язык, путает похожие буквы, “зеркалит”, пропускает, переставляет их местами – это повод пройти консультацию логопеда.

Дефектологи утверждают: не нужно переучивать ребенка левшу. Это может повлечь за собой и логопедические, и неврологические проблемы, например, заикание. А также отразиться на почерке.

 

Не поставлена рука

Ребенок неправильно держит ручку, выворачивает кисть, не придерживает тетрадь – частые сложности первоклассников и не только.

Как правило, профессиональные приемы, подсказки учителя и помощь родителей быстро решают эти сложности.

 

Слабая моторика рук

На эту проблему укажет быстрая утомляемость руки, “каракули”, слабый или сильный нажим...

Если такое встречается в тетради у ребенка, нужно выполнять различные задания на развитие мелкой моторики!

Рисование, лепка, шнуровки, выжигание, вышивание, игра на музыкальных инструментах… Помимо любви к прекрасному, развивается и укрепляется детская рука, развивается, так называемая, мелкая моторика.

Натренированные кисти и пальцы способны выдерживать длительную нагрузку при письме, совершать тонкие движения.

 

Недостаточно развиты основные познавательные процессы

Например, такие, как зрительно-пространственная ориентация, внимание, самоконтроль.

Это также будет заметно в тетрадях. Неровные буквы, съехавшие со строк слова, неправильный наклон, многочисленные помарки и ошибки – признак того, что нужно вспомнить игры и упражнения на развитие внимания, памяти, ориентацию в пространстве … и активно их использовать.

 

Неправильная организация рабочего места

Да, и это тоже может сказаться на почерке. Попробуйте писать ночью с фонарем на коленке. Получится аккуратно и красиво?

Сравнение утрированно, конечно)

Однако, организовав условия для удобной работы, мы можем избежать неровного, неразборчивого почерка.

 

Есть проблема – есть решение!

Создаем условия

Контролируем осанку ребенка

Следим, чтобы угол наклона тетради составлял 30°

 

Правильно располагаем стол относительно окна и искусственного источника света

 

Есть проблема – есть решение!

Формируем правильный захват ручки и карандаша

 

Если у ребенка не получается правильно взять карандаш или ручку, сделаем этот процесс веселым и интересным!

1.Игра “Мартышки” 

Пальчики будут веселыми обезьянками, а ручка – пальмой. Ставим три пальчика (подружек-обезьянок) наверх ручки, а под веселый стишок съезжаем вниз.

Три мартышки, три соседки

С ветки прыгали на ветку.

Расшумелись, раскричались,

Дождь пошел - все разбежались.

 

2.Трехгранный карандаш, ручка

И другие “хитрые приспособления” – привлекательный и интересный способ увлечь ребенка процессом, незаметно формируя правильный захват.

 

3.Используем салфетку

Складываем салфетку несколько раз, зажимаем мизинцем и безымянным пальцами, а тремя свободными – берем ручку.

 

  1. Рисуем мелками

Восковые, масляные, пастельные карандаши, мелки поломайте на небольшие кусочки и предложите ими рисовать. Вы удивитесь – ребенок возьмет их именно тремя пальцами – по другому их использовать просто невозможно.

 

Как оказывается, хороший почерк – не только тетради без помарок и ровные буквы. Это и залог успешного обучения, и индикатор многих неявных проблем ребенка.

Обращая внимание на качество письменных работ и индивидуальные особенности школьника, можно вовремя предотвратить серьезные проблемы в обучении, развитии и здоровье детей!

 


Комментарии к записи "Нужен ли современному школьнику красивый почерк?"
Перейти к форме комментирования
  1. Здравствуйте! ваши советы всегда просты и интересны. я согласна, правильно сидеть, держать ручку и ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ - это и есть залог хорошей успеваемости в школе.

  2. Считаю, что и в наше время красивый почерк нужен и важен. В этом году довелось найти тетрадь 1972 года, где были выполнены работы по русскому языку ученицей 1-го класса сельской школы. Кому не показываю фото этих работ, все удивляются почерку.

  3. Статья полезная. Уверена, что почерк играет большую роль в успешном обучении ребенка. На мой взгляд, если ребенок написал и не может прочитать то, что написал, это проблема.

    • Елена, почерк важен не только в обучении, но и в формировании личности. Ведь аккуратный почерк - это еще и уважение себя и других людей, аккуратность, терпеливость.

  4. СПАСИБО, статья ИНТЕРЕСНАЯ,информативная, доступная. Я ещё использую перо в самом начале обучения вместо ручки. Тоже интересно детям. Статью буду рекомендовать родителям.

    • Ольга, есть разные техники обучения письму. Хорошо также использовать простой карандаш на первых порах обучения. Это легче для руки ребенка.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.